ЛИТЕРАТУРНЫЕ ТЕРМИНЫ
Авторизация – активное участие автора в подготовке к изданию книги. Одними из явных признаков авторизации могут служить пометки и правки, сделанные им на полях своей рукописи. Также свидетельством авторизации служат письменные или устные заявления о своей причастности к литературному произведению и его изданию. В целом же, в понятие «авторизации» можно включить всё, что связано с признанием автора своей книги. Автограф на форзаце, кстати, тоже пример авторизации.
Биография – история жизни человека. Чаще всего в литературе изучают биографии авторов. Но можно различать и следующие понятия: биография литературного героя (например, созданная авторским вымыслом) или биографии прототипа произведения, т.е. реально существующего человека по истории которого, с некоторыми изменениями и дополнениями, потом будет придуман литературный персонаж.
Вариант. В литературе варианты – это, как правило, версии одного и того же произведения, которые исправляются или дорабатываются авторами. Так различают «черновой» вариант произведения - нуждающийся в исправлениях и «отредактированный» - готовый к печати.
Вечные образы – это всё равно, что «примеры для подражания» или «герои на все времена». Как правило, вечные образы не нуждаются в корректировках, потому что являют собой идеалы, неподвластные времени. Например, Данко из поэмы М. Горького или мифологический персонаж Прометей.
Вымысел художественный – одна из важнейших особенностей литературного творчества, заключающаяся в умении автора придумать или вообразить то, что может случиться в действительности. В основе любого литературного сюжета, конечно, если он не составлен на основе реальных событий, всегда лежит художественный вымысел. Вымысел трудно назвать правдой, но и ложью тоже никто не называет. Очень часто, книга, написанная по событиям реально произошедшей истории, имеет, волею автора, ряд отступлений и неточностей в хронологии произошедших событий, но за это никто не может винить писателя, если он заранее указал, что произведение не документальное, а художественное.
Диалог литературный – это беседа двух героев произведения, построенная в виде реплик. Существует мнение, что мастерство автора как раз и заключается в построении точных, острых и интересных диалогов, которые помогают раскрыть характеры и внутренний мир действующих персонажей.
Завязка – начальный момент в развитии событий. Например, принято считать, что завязкой книги о приключениях Буратино, и началом основного действия, стал поступок главного героя, который вместо школы заворачивает к билетной кассе уличного кукольного театра.
Замысел произведения – начальный этап в работе над книгой: писатель продумывает основные сюжетные линии. На начальном этапе, как правило, обдумываются также, количество и характеры основных и второстепенных персонажей.
Идея произведения – главная нравственно-этическая составляющая всей книги. То, для чего и с какой целью она написана, и чему, в конечном итоге, может научить своих читателей. Под основными идеями произведения часто понимаются общечеловеческие принципы такие как «победа добра над злом», «сохранение красоты и гармонии окружающего мира», «важность отношений в семье» и т.д. и т.п.
Инсценировка – (от лат. понятия «in scaena» - на сцене); переработка литературного художественного произведения таким образом, чтобы оно стало пригодным для создания спектакля или фильма. Одним из основных видов такого изменения, конечно, являются сотни тысяч сценариев, по сюжету которых, в последствие, снимается кино.
Литературная интрига – обостряет сюжет произведения. С помощью всевозможных курьёзов и совпадений делает его длинным и запутанным. Главное назначение интриг в книгах – полностью завладеть вниманием читателя, продлить удовольствие от чтения книги.
Композиция произведения – построение и расположение всех образов и эпизодов книги таким образом, чтобы оно имело вид законченного произведения. В классическом традиционном понимании композиции чаще всего используют такую схему: вступление - завязка-кульминация-развязка - концовка; но часто, следуя творческому вдохновению, писатель в самом начале книги, говорит о событиях, приведших к печальному или счастливому итогу, и только после этого, начинает описание основных событий, приведших к такой развязке. Чаще всего так пишутся книги о любви и детективы, но в конечном итоге, некоторые произведения от такой последовательности даже выигрывают.
Кульминация – точка наивысшего напряжения литературного сюжета. Кульминацией могут быть короткое или не очень описание событий, переживаний и разговоров, после которых остаётся только завершить произведение, поставив в нём жирную точку. Например, не трудно найти кульминацию в хорошо известном рассказе И. С. Тургенева «Муму»…
Литературная критика – это своего рода, оценочное умение; в котором разбирается палитра характеров и хитросплетение сюжета. Критика не всегда является пагубной или «разящей». Очень часто умные замечания специалистов по поводу замысла или идеи произведения помогают школьникам писать сочинения на «отлично».
Монолог в литературе – понятие, которое с греческого языка дословно переводится как «речь одного». Самыми яркими примерами монологов литературных, конечно, можно считать, монолог Чадского в «Горе от ума», или монолог Катерины в пьесе «Гроза». Кстати, в стихотворном изложении монологом можно назвать и «плач Ярославны» из «Слова о полку Игореве», и письмо Татьяны из «Евгения Онегина».
Подтекст – вытекающая из основного сюжета или высказанная намёками мысль, которая, в конечном итоге, помогает раскрытию основной идеи и замысла произведения.
Положительный герой – действующее лицо, которое является носителем всех возможных идеалов, активно пропагандируемых автором. Например, А. С. Пушкин не скрывал, что в своём романе «Евгений Онегин» видит только один принципиально положительный персонаж – Татьяну. А Л. Толстой, например, в романе «Война и Мир» умышленно, наделил достоинствами высшего порядка сразу несколько персонажей: Андрея Волконского, Мэри, Николеньку Ростова и Пьера Безухова…
Портрет героя – в книгах это чаще всего описание внешности, телосложения и основных черт характера главного или второстепенных персонажей.
Прототип книги – реально существующий герой на основе внешности, характера и биографии которого позже появляются популярные литературные персонажи.
Развязка – заключительный момент в описании вымышленных событий. Например, всё в том же рассказе И. С. Тургенева «Муму», кульминацией будут переживания главного героя по поводу повеления барыни казнить собаку; развязкой – эпизод утопления, а концовкой – молчаливый протест и уход Герасима в деревню.
Рецензия – от латинского понятия «рассмотрение», которое в конечном итоге, даёт общее представление о слабых и сильных сторонах произведения. Рецензии бывают краткими и развёрнутыми. Рецензия – это письменная «оценка» книги, очень нужный подвид литературной критики.
Стиль писателя – особый слог и характерные обороты речи, по которым читатель мог бы безошибочно судить об авторстве. Стиль писателя сродни таким общим понятиям как «авторский почерк» и «перо автора».
Фабула произведения – где-то сродни его сюжету, хотя нет…
Фабула определяет не только замысел, но и композиционную законченность произведения. Сюжеты некоторых книг могут перекликаться между собой , но при всей похожести, будут сугубо индивидуальными. Фабула же, как «замысел и последовательность» способна объединить,на первый взгляд, очень непохожие книги. Например, фабула, выраженная словами «искал смысла жизни, а теперь одинок и всеми оставлен» подходит нескольким десяткам литературных сюжетов. Таких, скажем, как «Герой нашего времени» М. Лермонтова и «Человек-амфибия» А. Беляева
Эпиграф – это высказывание, поставленное в самом начале произведения. Оно, главным образом, помогает подчеркнуть замысел автора, его творческую идею. Эпиграф может в целом относиться к книге, а также, подбираться к каждой отдельной главе. В качестве такого высказывания авторы часто используют афоризмы, народные пословицы и поговорки и мысли известных людей. Вспомните, в качестве эпиграфа к повести «Барышня – крестьянка» Александр Сергеевич Пушкин выбрал слова поэта Богдановича: «Во всех ты, душечка, нарядах - хороша!».