Главная > ДЕТСКАЯ БИБЛИОТЕКА > ЛИТЕРАТУРНЫЙ ДНЕВНИК

ЛИТЕРАТУРНЫЕ ТЕРМИНЫ

Авторизация – активное участие автора в подготовке к изданию книги. Одними из явных признаков авторизации могут служить пометки и правки, сделанные  им на полях своей  рукописи. Также свидетельством  авторизации служат письменные или устные заявления о своей причастности к литературному произведению и его изданию. В целом же,  в понятие «авторизации» можно включить всё,  что связано с признанием автора  своей  книги. Автограф на форзаце, кстати, тоже пример авторизации.

Биография – история жизни человека. Чаще всего в литературе изучают биографии авторов. Но можно различать и следующие понятия: биография литературного  героя (например, созданная авторским вымыслом)  или биографии прототипа произведения, т.е. реально существующего человека  по истории которого, с некоторыми изменениями и дополнениями,   потом будет придуман литературный персонаж.

Вариант.  В литературе варианты – это, как правило,  версии одного и того же произведения, которые исправляются или дорабатываются авторами. Так различают «черновой» вариант произведения - нуждающийся в исправлениях и «отредактированный» - готовый к печати.

Вечные образы – это всё равно, что «примеры для подражания» или «герои на все времена». Как правило, вечные образы не нуждаются в корректировках, потому что являют собой  идеалы, неподвластные времени. Например, Данко из поэмы М. Горького или  мифологический персонаж Прометей.

Вымысел художественный – одна из важнейших особенностей литературного творчества, заключающаяся в умении автора придумать или вообразить то, что может случиться в действительности. В основе любого литературного сюжета, конечно, если он не составлен на основе реальных событий, всегда лежит художественный вымысел. Вымысел трудно назвать правдой, но и ложью тоже никто не называет. Очень часто, книга, написанная по событиям реально произошедшей истории,  имеет, волею автора, ряд отступлений и неточностей в хронологии произошедших  событий, но за это никто не может винить писателя, если он заранее указал, что произведение не документальное, а художественное.

Диалог литературный – это беседа двух героев произведения, построенная в виде реплик. Существует мнение, что мастерство автора как раз и заключается в построении точных, острых и интересных диалогов, которые помогают раскрыть характеры и внутренний мир действующих персонажей.

Завязка – начальный момент в развитии событий. Например, принято считать, что завязкой книги о приключениях Буратино, и началом основного действия,  стал поступок главного героя, который вместо школы заворачивает к билетной кассе уличного кукольного театра.

Замысел произведения – начальный этап в работе над книгой:  писатель продумывает основные сюжетные линии. На начальном этапе, как правило, обдумываются также,  количество и характеры основных и второстепенных персонажей.

Идея произведения – главная  нравственно-этическая составляющая всей книги. То, для чего и  с какой целью она написана, и  чему, в конечном итоге,  может научить своих читателей. Под основными идеями произведения часто понимаются общечеловеческие принципы такие как «победа добра над злом», «сохранение красоты и гармонии окружающего мира», «важность отношений в семье» и т.д. и т.п.

Инсценировка – (от лат.  понятия  «in scaena» - на сцене); переработка литературного художественного произведения таким образом, чтобы оно стало пригодным для  создания спектакля или фильма. Одним из основных видов такого изменения, конечно, являются сотни тысяч сценариев, по сюжету которых,  в последствие,  снимается кино.

Литературная интрига – обостряет сюжет произведения. С помощью всевозможных курьёзов и совпадений делает его длинным и запутанным. Главное назначение интриг в книгах – полностью завладеть вниманием читателя,  продлить удовольствие от чтения книги.

Композиция произведения – построение и расположение всех образов и  эпизодов книги таким образом, чтобы оно имело вид законченного произведения. В классическом традиционном понимании композиции чаще всего используют такую схему: вступление -  завязка-кульминация-развязка - концовка; но часто, следуя  творческому вдохновению, писатель в самом начале книги, говорит о событиях, приведших к печальному или счастливому итогу, и только  после этого,  начинает описание основных событий, приведших к такой развязке. Чаще всего так пишутся книги о любви и детективы, но в конечном итоге, некоторые произведения от такой последовательности даже выигрывают.

Кульминация – точка наивысшего напряжения литературного сюжета. Кульминацией могут быть короткое или не очень описание событий, переживаний и разговоров, после которых остаётся только завершить произведение, поставив  в нём жирную точку. Например, не трудно найти кульминацию в хорошо известном рассказе И. С. Тургенева «Муму»…

Литературная критика – это своего рода, оценочное умение; в котором  разбирается палитра характеров и хитросплетение сюжета. Критика не всегда является пагубной или «разящей». Очень часто умные замечания специалистов по поводу замысла или идеи произведения помогают школьникам писать сочинения на «отлично».

Монолог в литературе – понятие, которое с греческого языка дословно переводится как «речь одного». Самыми яркими примерами монологов литературных, конечно, можно считать, монолог Чадского в «Горе от ума», или монолог Катерины в пьесе «Гроза». Кстати, в стихотворном изложении монологом можно назвать и «плач Ярославны» из «Слова о полку Игореве», и письмо Татьяны из «Евгения Онегина».

Подтекст – вытекающая из основного сюжета  или высказанная намёками мысль, которая, в конечном итоге,  помогает раскрытию основной идеи и замысла произведения.

Положительный герой – действующее лицо, которое является носителем всех возможных идеалов, активно пропагандируемых автором. Например, А. С. Пушкин не скрывал, что в своём романе «Евгений Онегин» видит только один принципиально положительный персонаж – Татьяну. А Л. Толстой, например, в романе «Война и Мир»   умышленно, наделил достоинствами высшего порядка сразу несколько персонажей: Андрея Волконского, Мэри, Николеньку Ростова  и Пьера Безухова…

Портрет героя – в книгах это чаще всего описание внешности, телосложения и основных черт характера главного или  второстепенных персонажей.

Прототип книги  – реально существующий герой на основе внешности, характера и биографии которого позже появляются популярные литературные персонажи.

Развязка – заключительный момент в описании вымышленных событий. Например, всё в том же рассказе И. С.  Тургенева «Муму»,  кульминацией будут переживания главного героя по поводу повеления барыни казнить собаку; развязкой – эпизод утопления, а концовкой – молчаливый протест и  уход  Герасима в деревню.

Рецензия – от латинского понятия «рассмотрение», которое в конечном итоге, даёт общее представление о слабых и сильных сторонах произведения. Рецензии бывают краткими и развёрнутыми. Рецензия – это  письменная «оценка» книги, очень нужный подвид  литературной критики.

Стиль писателя – особый слог и  характерные обороты речи, по которым читатель мог бы безошибочно судить об авторстве. Стиль писателя сродни таким общим понятиям как «авторский почерк» и «перо автора».

Фабула произведения – где-то сродни его сюжету, хотя нет…  

Фабула определяет не только замысел,  но и композиционную законченность произведения. Сюжеты некоторых книг могут перекликаться между собой , но при всей похожести, будут  сугубо индивидуальными. Фабула же, как «замысел и последовательность» способна объединить,на первый взгляд,  очень непохожие книги. Например, фабула, выраженная словами «искал смысла жизни, а теперь одинок  и всеми оставлен»  подходит нескольким десяткам литературных сюжетов. Таких, скажем, как «Герой нашего времени» М. Лермонтова и «Человек-амфибия» А. Беляева

Эпиграф –  это высказывание, поставленное в самом начале произведения. Оно, главным образом,  помогает   подчеркнуть замысел автора,  его творческую идею. Эпиграф может в целом относиться к книге, а также,  подбираться к каждой отдельной главе.  В качестве такого высказывания  авторы  часто используют афоризмы, народные пословицы и поговорки и  мысли известных людей. Вспомните, в качестве эпиграфа к повести «Барышня – крестьянка» Александр Сергеевич Пушкин выбрал слова поэта Богдановича: «Во всех ты, душечка, нарядах -  хороша!».