Главная > ДЕТСКАЯ БИБЛИОТЕКА > ЛИТЕРАТУРНЫЙ ДНЕВНИК

ОБ ОСНОВНЫХ ЖАНРАХ ПРОЗЫ И ПОЭЗИИ

Проза – этим словом, в целом, можно назвать все виды не стихотворно организованной речи. К крупным жанрам повествовательной  прозы в литературе традиционно относят рассказы, повести, романы. Среди  малых  прозаических  жанров,   действующих  на стыке художественной и публицистической литературы,  различают  очерки, репортажи, памфлеты, фельетоны.

 Рассказ – жанр повествовательной литературы, в котором изображается один или несколько быстро текущих эпизодов. К композиционным  особенностям рассказа можно отнести небольшое количество героев, а также, кратковременность описанных событий (вспомните, «Огурцы», «Заплатка», «Мишкина каша», «Волшебное слово»).

Повесть – литературный жанр, который в подробностях описывает жизнь  одного или нескольких главных героев. Сюжет повести обычно насыщен и пестрит подробностями, в которых судьба ведущих персонажей тесно переплетается с судьбами персонажей второго плана. Как правило, такое длинное повествование   ведётся от первого (или   третьего) лица (вспомните, «Повесть о настоящем человеке», «Сын полка», «Динка», «Васёк Трубачёв и его товарищи»,  «Тимур и его команда» и др.)

Роман – большое по содержанию и сложное по своей структуре повествовательное произведение. Оно, чаще всего,  детально и очень подробно рассказывает сразу о нескольких десятках человеческих судеб. Повествование  романа растягивается на года, затрагивая события исторические и личные (вспомните, роман «Анна Каренина»,  роман «Война и мир»)

Стихотворение – небольшое  лирическое произведение, написанное в стихотворной форме.

Поэма – крупное сюжетное произведение, записанное при помощи рифмы.  Поэме, как правило, присуще деление на части и,  кроме развития общей сюжетной линии, ещё,  развитие образа главного героя или героев. Ярким примером стихотворной поэмы в русской классической литературе являются  «Русские женщины» и «Кому на Руси жить хорошо». В более современной литературной версии поэмы, безусловно, удавались В. В. Маяковскому.

Баллада – небольшое сюжетное стихотворение, в основе которого лежит не совсем обычный случай. Сам термин «баллада» исторически очень тесно связан со средневековой  европейской песней, поэтому, наряду с повествованием ей свойственен  возвышенно-хвалебный слог например, баллады о Робине  Гуде. У английского классика Роберта Бернса, кстати, вы тоже можете встретить «Балладу о зубной боли»  Кроме того, вспомните баллады В. Жуковского «Людмила», «Светлана».

Ода – торжественно-хвалебное,  стихотворное произведение, главным отличительным признаком которого   является полное отсутствие критики в адрес действующего лица. Главное предназначение оды – восхвалить  достоинства адресата…

Памфлет стихотворный  – напротив, обличает недостатки героя, делая их преднамеренно «выпуклыми», выставленными на всеобщее обозрение и нередко, на смех.

Холостой стих – это особый вид рифмы, в которой нерифмованные строчки прячутся среди строк рифмованных. Вот, например, у  М.  Лермонтова есть почти неизвестное, короткое четверостишье: «Сидел  рыбак весёлый на берегу реки; И перед ним по ветру качались тростники…». Выделенные строфы, в данном случае, являются частями холостого стиха.

Элегия – лирическое стихотворное произведение, записанное особым способом – элегическими двустишьями. Этот жанр поэзии довольно древний, известен ещё во времена  Древней Греции. Превращая элегию в сценическое произведение, греки часто сопровождали чтение таких стихов музыкой и танцами. Этим образом в литературе воспеты примеры гражданской и воинской доблести.  В узком литературном смысле элегию использовали для рассказа о силе и глубине любовных переживаний. Российским читателям  элегия   больше знакома как стихотворение-раздумье. Особой популярностью она пользовалась у читателей  второй половины 18 века.  Среди отечественных поэтов – авторов элегии можно назвать имена  В. Жуковского, Н. Карамзина и  К. Батюшкова.