ПИСАТЕЛИ – КЛАССИКИ О ПСИХОЛОГИИ РУССКОЙ ДУШИ
Очень часто можно услышать от досужих обывателей, которые не прочь обсудить за глаза господ-соседей: «О! Ты представляешь, как трудно бывает с N? Он же человек настроения!». Посочувствовав друг другу, и, согласно покивав головами, два собеседника, расходятся восвояси, чтобы при каждом удобном случае, в новые «свободные» уши, снова и снова повторять: «А N – человек настроения».
Какой, только им понятный смысл, подобные люди могут вложить в свою жалобу на незадачливого N?
Да какой угодно - любой. Одним словом ВСЁ! Всё, кроме правды.
На самом деле, все мы люди настроения, иначе просто нельзя. Человек так придуман, устроен, заточен, что не убежать ему никуда от собственных эмоций, переживаний и привычек. Теперь, если хотите, можно и поподробней…
Итак, опыт – дело наживное. Но реакция на повторяющиеся обстоятельства нашей жизни будет именно такой, какую продиктует нам опыт… Больше положительных воспоминаний о похожих событиях, и мы – сама любезность, но если нет – взорвёмся гневом . Что же здесь странного?! Есть ещё и индивидуальное строение психики – темперамент, есть характер и привычки, но вот что выдаст нас с головой точно, ребята, так это - эмоция. Её, подругу, никуда не спрячешь. Как говорится:«Достали – и всё на лице написано!»
А что, в общем - то читается по нашим лицам? Только не сердитесь на меня за эти слова, пожалуйста, но если Вы не «спецагент на задании» и не «Штирлиц в тылу врага», то прочесть по лицу можно многое. А главное, то, как вы себя в данную минуту чувствуете, что переживаете и приятен ли, в конечном итоге, вам весь этот разговор.
Учёные подсчитали, что на лице человека располагаются 57 специальных мышц, которые помогают нам проявлять свои чувства. Они идут от черепа и вплетаются в кожу лица. На лбу, вокруг глаз, рта и носа. Движение лица называют мимикой. А сами мышцы – мимическими. Благодаря этому, наше лицо подвижно, мы выражать свои настоящие эмоции почти непроизвольно, а тонкий собеседник (или человек близкий нам) догадывается, что мы переживаем и чувствуем.
Отсюда и выражения: «я тебя хорошо знаю» или «читаю, как открытую книгу». На самом деле непрофессионалами читаются только поверхностные эмоции, а дальше и глубже – это уже наука; её правильно истолкуют и осмыслят только психологи.
Но вот кого и называли знатоками человеческих душ , так это - русских писателей, много переживших и повидавшие на своём веку. Л. Толстой ( рано осиротел и в числе четырёх братьев и сестёр воспитывался у тётки), И. Тургенев (безответно влюблённый в жену заграничного дипломата, Полину Виардо, и исколесивший вслед за этой женщиной пол Европы), Н. Некрасов (в самой гуще крестьянской жизни, научившийся понимать привычки и тяготу простого человека), М. Лермонтов (одинокий, ранимый, но удивительно прямой в суждениях) и М. Салтыков - Щедрин, написавший впоследствии глубоко личный роман о жизни в родовом имении «Старосветские помещики». Своим талантом понимать людей, они сформировали в литературе одно из самых крупных направлений в литературе - реализм. Основа термина взята от латинского понятия «realis», что значит «вещественный». Один из наиболее распространённых направлений в литературе и изобразительном искусстве. Оно, как никакое другое, исследует понятия правды и истины, отображает жизнь во всех тончайших её проявлениях; сбивает с сюжета и героев все «маски» и «условности». Среди авторов зарубежной прозы в направлении реализма работали Бернард Шоу, Эмиль Золя, Виктор Гюго. Среди представителей русской школы: Л. Толстой, И. Тургенев, В. Короленко, Ф. Достоевский, И. Гончаров, М. Горький.
Вспомните, «Война и мир», «Отцы и дети», «Рудин», «Дети подземелья», «Преступление и наказание», «Игрок», «Идиот», «Обыкновенная история», «Детство». Эти книги, по правде говоря, ценятся сегодня не только в смысле литературного материала, но и за точнейшее, почти ювелирное, угадывание человеческой сути: русского характера, переживаний и привычек.
Пожалуйста, читайте серьёзную литературу! Кто любит чтение - тот лучше понимает людей...