ТЕСТ – ЗАРИСОВКА. ИВАН АЛЕКСЕЕВИЧ БУНИН. РАССКАЗ «ЦИФРЫ». (КОРОТКОЕ ЗНАКОМСТВО, ЖИЗНЕОПИСАНИЕ И ЗАДАНИЯ ПО ТВОРЧЕСТВУ)
1. Подумай, о каких русских писателях эти высказывания. Свой вариант впиши
в пустую строку:
О _______________________:
«…по возвращению в Петербург, он стал чаще ездить в свет … литературная деятельность его увеличилась. Он написал много мелких лирических стихов, переделал в третий раз поэму «Демон», окончил работу над драмой «Маскарад» и несколькими пьесами, и сел писать большой роман, который после недолгих раздумий назвал «Герой нашего времени». Что и говорить, это время стало для него наиболее деятельным в литературном отношении…»
О _________________________:
«…что ни говорите, а его фамилия – самая подходящая фамилия для детского писателя; тем более для весёлого детского писателя… только вслушайтесь, как звучит… - просто, легко и немного забавно – хорошо в общем…»
О ________________________:
« Даже если папа с мамой не назовут ребёнку этого имени, его обязательно громко скажет радио или пропоёт телевизор, и где-нибудь обязательно мелькнёт всеми узнаваемый профиль. Его имя, как 34 буква, без которой уже не существует русский алфавит»
О ________________________:
«Это был трогательный человек, мягкий и добрый…и даже его литературный псевдоним нёс в себе тепло родного дома, парного молока и тёплых материнских рук»
О __________________________:
«Скажите, в каком возрасте у человека должен проявиться характер и когда он способен совершить свой первый решительный поступок? Писатель покинул дом в 14, несмотря на слёзы матери, которая хорошо знала, что вода в реке их родного города холодна, а зарабатывать самому на жизнь довольно трудно. Она знала, как плохо быть бедным, и как было бы хорошо выучиться на портного и, наконец, положить предел семейной нищете…»
О ________________________:
«…то, что я стал писателем, вышло как-то само собой, определилось так рано и незаметно, как это бывает только у тех, кому что-нибудь «на роду написано»…»
Именной указатель: А. С. Пушкин, Н.Н. Носов, И. А. Бунин, Х. К. Андерсен, М. Ю. Лермонтов, Д. Н. Мамин – Сибиряк.
2. Найди на временной линейке даты жизни хорошо известного писателя И. Бунина:
1799 – 1837, 1814 – 1841, 1821 – 1878, 1828 – 1910, 1870 – 1953, 1873 – 1954, 1892 – 1968, 1882 – 1969, 1913 – 2009.
* Сопоставь фамилии других известных людей и даты их жизни:
Пушкин ( ),
Чуковский ( ), Некрасов ( ), Паустовский ( ), Пришвин ( ), Михалков ( ) Лермонтов( ),
Л. Толстой ( ).
3. «Толковый словарь» одного рассказа:
А) Попробуй предположить в 2-х словах, о чём это произведение. Запиши свой ответ:
Б) Дай своё толкование слов, встречающихся в тексте: непременно - ………………….,
шалун - ………………, царский день - ……………………….., поспешно - ……………..,
закрутился «волчком» - ……………………….., стараясь казаться беспристрастной - ……………………………………., последнее прибежище - …………………………..,
незатейливые игрушки - …………………………………………………., растворить двери - ……………………….., дурной мальчик - …………………………………,
покорный - ………………….., деликатный - ……………………………………….
* Теперь, найди в тексте предложения с этими словами и замени их своим толкованием.
Сильно ли изменился текст? Сравни свой результат с результатом товарища. Оцените работу друг друга.
4. Арифметика литературы (подчеркни нужную цифру):
А) Герои рассказа. Сколько их? 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
Б) Сколько частей в рассказе? 2, 4, 5, 6, 7, 9
В) Попробуй определить порядковый номер части по названию:
«Как мы ссоримся, и как ты умеешь мириться», « твоя новая мечта и методы моего воспитания», «Я пытаюсь быть строгим к твоим шалостям и становлюсь до грубости несправедлив», «Почему ты ищешь защиты у бабушки?», «Почему ты меня больше не любишь?», «Как я сумел подчинить себе твою волю, и почему ты просишь у меня прощения?», «Что я понял, пока учил тебя писать цифры?»
5. Характеры главных героев:
Какой по твоему мнению племянник? _______________________________________,
Какой по твоему мнению дядя? _______________________________________,
Чего не хватает племяннику? _______________________________________,
Почему дядя не «самый лучший воспитатель?» _______________________________,
Чему научился племянник? _______________________________________________,
Чему научился дядя? _______________________________________________.
(найди в тексте слова, которые подтвердят, что дядя тоже чему-то научился)
6. Какой это рассказ? (заполни строчки, учитывая баллы, проставленные в скобках)
1. ________________________________________________ (100)
2. ________________________________________________( 70)
3. ________________________________________________( 50)
4. ________________________________________________( 30)
5._________________________________________________( 0) Чего рассказу
не хватает?
7. Перечитаем последнюю главу, именно в ней скрыт главный смысл, каков он?
А) Послушанием ребёнок может добиться всего чего хочет;
Б) Главная задача воспитателя, наказывая ребёнка, не обижать его;
В) Заставлять никого нельзя, можно только просить и договариваться;
Г) Воспитывают не только детей. Люди разного возраста получают свои уроки: через ситуации и разные обстоятельства. Всех кто живёт на свете, воспитывает жизнь…
* Если захотите, поговорите об этом с родителями
8. Остаётся сказать, что прочитав рассказ «Цифры», писатель Чехов пришел в восторг, а теперь, вы сами оцените рассказ И.А. Бунина, используя любую цифру от «2» до «5».