Главная > СРЕДНЕКАНСКИЙ РАЙОН… > ИЗ ИСТОРИИ…

Четверть века тому... (из истории Среднеканского района)

Каждое утро жителей портового посёлка будят взревевшие моторы мощных турбовинтовых Ан-26, поднимаются с площадок «работяги» Ми-8, чертят небо лёгкие Як-40.

Это сегодняшний день авиации нашего района. А четверть века тому назад всё было совсем иначе...

Подпрыгивая и подрагивая на неровностях, прокатился по полю самолёт Ли-2, прибывший из Магадана. Пассажиры с явным удовольствием покидали тесный салон. Был среди этих пассажиров и молодой авиатехник А.И. Иванов, приехавший по назначению после окончания Егорьевского авиационного училища, что в Подмосковье.

День приезда в Сеймчан он хорошо помнит и сегодня. Сбылось его заветное желание попасть на Север. В училище предлагали Среднюю Азию. Но тянуло почему-то на Север.

В Сеймчане тогда базировались самолёты Ан-2 и Ли-2. Подразделения находились в распоряжении Магаданского авиапредприятия. Сеймчанского авиапредприятия тогда ещё не существовало. Лишь в 1957 году произошло объединение двух подразделений. Началось создание материально-технической базы. Что и говорить, трудное было время. Численный состав специалистов невелик. Всего пять техников имели дипломы об окончании училища. А сделать предстояло очень много. Ведь основной поток пассажиров и грузов на Крайний Север и Чукотку шёл через Сеймчан. Приходилось забывать тяжёлые условия работы, не до этого было. Припоминаю, как проводили подогрев двигателей у самолётов. Представьте себе железные печи, которые топили дровами. Вот ими и пользовались, да ещё лампой, по конструкции очень похожей на... примус. Казусов и хлопот с такой техникой было немало. Требовала она к себе особого внимания. Ведь в любой момент мог возникнуть пожар. К этим трудностям прибавлялись и другие. На неосвещённых стоянках то тут, то там мелькали слабые огоньки карманных фонариков, холодом сводило пальцы. Ангара для ремонта самолётов не было. Ли-2 старые машины. Обслуживая их, всегда обнаруживали множество дефектов, которые нужно было немедленно устранять, чтобы не срывать планы полётов. Справлялись и с этим, несмотря на лютость морозов, малую техническую оснащённость. Помогали молодость, желание выдержать любые невзгоды. Ведь многие парни прибыли сюда по комсомольским путёвкам. Отступать они не собирались.

Вспоминаются и курьёзы. Для самолётов, базировавшихся в нашем небольшом порту, взлётно-посадочной полосой служило поле, покрытое ковром зелёной сочной травы. Вокруг него не было даже ограждения. Иногда техники становились свидетелями, как на этой траве спокойно паслись лошади соседствующего с аэродромом совхоза. Увидя их на полосе, пилоты вынуждены бывали уводить свой самолёт на второй круг, а все, кто был свободен в это время, сгоняли животных с запретной территории.

Место теперешней стоянки вертолётов некогда было заросшее лесом. Там собирали грибы, ягоды. Но пришло время, и принялись комсомольцы за строительство новой площадки. После работы брались все за топоры и лопаты. Ждали прибытия вертолётов. В 1957 году появился в Сеймчане маленький Ми-1. С появлением вертолётов начался новый этап в освоении Колымы. В составе экипажа командира вертолёта А. Гребенщикова довелось побывать мне во многих местах нашего северного края. Работали вместе с геологами, которые вели разведку недр Колымы и Чукотки.

Трудности быта тогда считались естественными. Над каждой крышей вились дымки. В домах топили печи. Центральное отопление ещё не появилось. Столовой, общежития, магазина в авиапорту не было. Детей в садики и школу приходилось возить в машине, специально переоборудованной для этих целей. Надо добавить, что регулярные маршруты рейсовых автобусов казались мечтой, которая осуществится не скоро. Поэтому любые расстояния преодолевали пешком, или на «попутках». А уж если нужно было добраться до Верхнего Сеймчана, то приходилось ждать... зимы и двигаться по зимнику. Летом же пользовались водным транспортом. Не пройдёт и четырех-пяти часов, как ты уже на Верхнем. Зато красотой налюбуешься! Плавно течёт Колыма. Широкой лентой огибает сопки, поросшие брусникой и стлаником, вдруг забурлит, закипит на перекатах... Сейчас даже жаль иногда становится, что отменён тот рейс пассажирского речного трамвайчика.

Вспоминается и то, как дружно жили люди. В нашем коллективе всегда находились заводилы, инициаторы всяческих интересных дел. Такую организовали художественную самодеятельность — любо вспомнить! Добились даже звания лауреатов областного фестиваля, выступали в Хабаровске.

Немного осталось в аэропорту тех, кто по зову комсомола приехал четверть века назад осваивать этот суровый край. Но по-прежнему на трудовом посту радиотехник Е.И. Сергеев, инженер по радиооборудованию В.П. Исаченко, диспетчер А.И. Лазарев. Хочется старожилам сохранить хорошие, добрые традиции, чтобы молодым тоже было знакомо чувство товарищеской взаимопомощи, ответственности за порученное дело. И в том, что сегодня Сеймчанское авиапредприятие находится в числе передовых, немалая заслуга комсомольцев пятидесятых годов.

Рассказ авиатехника А. Иванова, записала Т. Павлюк.

(«Новая Колыма» 20 декабря 1980 г.)