Главная > СРЕДНЕКАНСКИЙ РАЙОН… > ИЗ ИСТОРИИ… > Горцы Севера

АБОРИГЕНАМ ЕХАТЬ НЕКУДА.

 С апреля 1992 го года в нашем районе существует общественная  организация - ассоциация коренных жителей Среднекана. Основная цель ее создания  возрожде­ние историко-культур­ных, духовных тради­ций коренного насе­ления, а также хозяйственного уклада жиз­ни.

На первом общем собрании членов ассоциации принят ряд ре­шений, призванных за­щитить интересы ко­ренных среднеканцев. Первое, это ходатай­ствовать о присвоении статуса национальных селам Балыгычан и Колымское. Ассоциа­ция также пытается сохранить в них объекты соцкультбыта. В Балыгычане этого сде­лать не удалось, хотя были обращения в различные инстанции как районного, так и рес­публиканского   уровня.

Мне довелось побы­вать в Москве, в Гос­комитете по социально-экономическому раз­витию Севера РФ, не­однократно встреча­лась с бывшим депу­татом СССР от наше­го региона Е. А. Гаер, первым заместителем председателя   комитета В. А. Князевым, начальником подотдела по развитию традици­онных отраслей того же комитета М. П. Ко­шелевым. Увы, там я убедилась, что из Москвы неразличимы про­блемы наших малень­ких населенных пунк­тов. Сам Магадан-то едва заметен на фоне России. Потому ре­шать свои вопросы ну­жно  на месте.

Только вот досадно, что и областная, и рай­онная администрации не хотят видеть беды маленьких групп насе­ления. Глобальные за­дачи еще пытаются ре­шать (миграция на «материк», оплата кон­тейнеров, расходов на дорогу и т. д.). Но почти никакого внима­ния тем, кто остается жить па этой земле, кому просто некуда уезжать, да и незачем, коль они  аборигены.

На том, первом на­шем собрании было высказано такое пред­ложение: ввести в штат районной адми­нистрации специалиста по работе с коренным населением, защите его интересов. Понимания мы не встрети­ли ни со стороны ад­министрации, ни депу­татов   райсовета. Даже был высказан упрек в разжигании националь­ной   розни.

Что  тут скажешь. Недовольство местного   населения вызывает как раз непонимание со стороны властей сути проблемы. Положение коренных народов крайне тяже­лое, потому что оказались они лишены при­вычных мест обита­ния, условий жизни. Уничтожены традиции. Стало ясно, что абори­гены не могут приспособиться к условиям, навязанным им «поко­рителями» Севера. У многих из них нет ра­боты, а значит, средств к существованию. Ра­зовая социальная помощь не спасает поло­жения.

Нужно возрождать традиционные промыслы. Люди хотели бы этим заняться. Но с чего начать? Ведь, нет совершенно никакой материальной базы.

Даже то, что было (пример — Балыгычан), уничтожено и разграблено. Помочь коренным северянам вернуться к привычно­му укладу жизни обя­заны администрация района и Советы. Знаю, что в Северо - Эвенске,  Оле, Омсукчане Палатке и дру­гих поселках работают специалисты по делам народов Севера. Там посчитали нужным и важным заниматься проблемами местного населения, тех людей, которые хотят жить и трудиться на своей родной земле, а не ехать на Кубань, Украину. Когда однажды я стала с горечью говорить обо всем этом П.И. Лисецкому в его кабинете, он прокричал: «Вон отсюда!». Так ведут себя господа временщики.

В октябре прошло второе собрание чле­нов нашей ассоциации. Обсудили положение с созданием националь­ных предприятий в районе. Крайне тяже­ло приходится балыгычанским «Балыку» и «Саарбе», но они все же пытаются вы­жить. Эти первые опы­ты подтолкнули и ме­стное население Ко­лымского на создание подобного националь­ного предприятия, ко­торое бы тоже занима­лось традиционными видами промысла.

Поручили А. И. Дьячковой (она заме­ститель председателя ассоциации)  решить вопрос создания мастерской по пошиву пушмехсырья. Взяли кредит в 500 тысяч рублей на один год, заключаются трудовые соглашения с жителя­ми села, согласными работать в мастерской или на дому. Арендо­вали комнату в поме­щении бани, где от­крываем собственный магазин по продаже изделий. Кроме того, го­товимся к участию в ярмарке, которая дол­жна пройти в Оле. Там же состоится учреди­тельная конференция по реорганизации об­ластного общества эве­нов в региональную ассоциацию народностей Севера. На этой конференции намечает­ся образовать совет директоров националь­ных предприятий. Де­легатами  на конфе­ренцию избраны: Е. Ходьяло, Р. Хабаров­ский, А. Дьячкова  и я.

На очереди созда­ние в районе нацио­нальных крестьянских (фермерских), личных оленеводческих хозяйств, рыболовецких, охотничьих бригад, са­пожного, сувенирного цехов.

Намерены решать и вопрос об открытии малокомплектной шко­лы на Лебединых   озерах, которую руковод­ство совхоза «Рассохинский» считает ненужной. Хотя в 1990 году кандидат в народные депутаты обла­стного Совета директор хозяйства. Петр Андреевич Морозов в
своей предвыборной программе так запи­сал: "Постоянно буду в своей работе забо­титься о нуждах пен­сионеров, коренных на­родностей Севера — эвенов. Приложу силы к тому, чтобы открыть в 1991 году на отде­лении Лебединые озе­ра детский сад, началь­ную школу для детей оленеводов». Выходит, народный депутат не хозяин своему слову. А ведь именно обеща­ние решать социаль­ные вопросы коренных жителей помогло Пет­ру Андреевичу стать народным избранником двух  Советов.

Эти и тысячи дру­гих проблем требуют присутствия в районной администрации спе­циалиста по делам на­родов Севера. Общественным организациям многое не под силу.

Галина ВИНОКУРОВА,

Председатель ассоциации

Коренных жителей района.

«Новая Колыма» №139

 3 декабря 1992 г.