Главная > СРЕДНЕКАНСКИЙ РАЙОН… > ИЗ ИСТОРИИ…

Листая прошлого страницы

Из воспоминаний Панкратия Иовича Борисова

Декабрь  1930 года был знаменательным для населения колымского края - началась подготовка к первому съезду Советов района (он состоялся в ян­варе 1931 года). Для про­ведения этой работы из Якутска на Среднекан бы­ли направлены Я. Я. Кру­мин, И. Е. Кочнев,  М. Я. Эпов, Е. П. Резникова. С этой группой прибыл и я. Четыре с половиной ме­сяца длился наш путь. По прибытию на Среднекан был образован оргкомитет по подготовке к съезду, созданию органов Совет­ской власти на местах. Воз­главил оргкомитет Я. Я. Крумин — участник граж­данской войны, награжден­ный орденом Боевого Кра­сного Знамени за разгром белогвардейского отряда генерала Пепеляева в Амге, член партии с 1917 г ода. Секретарем назначили автора   этой   статьи.

По    решению    оргкомитета   меня   командировали в Сеймчан   для  проведения переписи  населения  и пред­выборной    кампании.   Для  такой    же   работы    И. Е. Кочнев      (будущий    предсе­датель    РИКа)   направляется в   Таскан,   Баянов  в   Оротук,   Эпов    на    Утинную. Крумин      остался    на   Среднекане.

От стана Среднекан, что был построен на ключе Безымянном, первой ко­лымской экспедицией и только что образованной Среднеканской конторой «Союззолото», я добирал­ся до Сеймчана трое су­ток верхом на лошади (другого транспорта и до­рог в то   время   не  было).

Села Сеймчан, такого как в сегодняшнем нашем по­нятии — с улицами, пере­улками,   —   не   существовало, по всей Сеймчанской долине были разбросаны хутора. И жили здесь якуты-скотоводы, стойбища юкагиров находились на притоках Колымы — Коркодоне, Сугое, Столбовой. Якуты переселились в долину в середине про­шлого столетия. Что же за­ставило их, первых жите­лей, забраться в такой ото­рванный   от   мира   край?   Тяжела была жизнь в населенных   районах Якутии. Вечная зависимость, изну­рительный труд на богате­ев, тойонов (князьков), по­будили бедняков уйти на свободную землю, с бога­тым травостоем лугами, рыбой    и    диким    зверем. К нашему приезду в Сеймчане, как и во всем громадном районе, не бы­ло ни одного грамотного человека, ни школы, ни медицинских, ни торговых работников, ни промышленных предприятий. И жи­ли не все одинаково,  кто-то перебивался, добывая пищу для питания семьи, охотпромыслом. Порой дичь не шла и семья голо­дала, вынуждена была ид­ти «за помощью» к бога­тому, просить у него мя­со, а летом отрабатывать за это на сенокосе. От­дельные хозяйства были прокулацкие, насчитывали помногу скота и лошадей. Богатые эксплуатировали беднейшую часть населе­ния, заставляя работать на себя.

Здесь еще имела  место отсталая форма языческой религии  —   шаманизм.   Об органах Советской власти местные жители имели смутное          представление.

Кто то надеялся что при ней жить будет лучше, кто то выражал беспокой­ство и даже враждебность к новым советским порядкам. О том,  что существует Советская власть, населению Сеймчана официально объявил  в 1926 году уполномоченный  Оймяконского  РИКа Богатырев. Пред­седателем наслежного Со­вета был избран местный житель Николай Виноку­ров. Но он вскоре умер и до 1930 года в Сеймчане действующего органа Со­ветской    власти    не   было.

Проведение переписи на­селения, выборов в наслежный Совет, делегатов на первый  съезд        Советов района, открытия (в 1930 г.) школы в Сеймчане стало большим событием в жиз­ни коренных жителей ко­лымского края — началась новая страница в политиче­ской, хозяйственной и социально - культурной жизни якутов, юкагиров и эве­нов.

Одновременно с перепи­сью населения, рассказы­ваю сеймчанцам о задачах органов Советской власти на Колыме, собираю собрания беднейшей части жителей, организую батрацко-бедняцкую группу,  разъясняю политику нашей пар­тии по отношению к жите­лям северных окраин, к малым   народностям.

Трудно было организовать    делегатское    собрание женщин, настолько они были забитыми, приниженными в правах перед мужчинами. Но оно все таки состоялось. На нем были выдвинуты представительницы женщин в состав членов сельского Совета и делегаты на первый съезд Советов района. Удалось провести собрание моло­дежи,   которая   первая   поддержала нас в организации предвыборной    работы.

13 декабря все  юрты об­летела весть о том, что в Сеймчан приехал Крумин — большевик, большой че­ловек, с орденами на гру­ди он вместе с учителем будет завтра проводить муньнях (собрание граж­дан). На следующий день со всех хуторов Сеймчана на собрание съехалось около 50 человек. Проходило оно в   довольно просторной юрте Конана Попова, кото­рая стояла в районе тепе­решней агробазы. С пер­вым докладом — о целях нового административного районирования и задачах Советов района — высту­пил Я. Я. Крумин. Собра­ние постановило: приветст­вовать образование Сеймчанского района с цент­ром в Среднекане и при­ближение этим Советской власти  к населению, пору­чить будущему наслежному Совету решительно вести  работу, привлечь все население к коренному социалистическому преоб­разованию   района.

Состоялись выборы наслежного Совета.   В  его состав вошли пять членов и два кандидата. Были также избраны ревизионная комиссия и делегаты на первый съезд Советов района. Первым председателем Совета стал Макар Спиридонович Слепцов. Собрание проходило медленно, так как основной докладчик Крумин не знал якутского языка и я переводил с русского на якутский и наоборот. Меня тогда уди­вило, что участники собра­ния не знают, как голосо­вать «за» и как «против». Пришлось долго растолко­вывать, но и после этого многие поднимали руки и «за»,   и   «против».

На этом собрании при­няли наказы наслежному Совету и будущему РИКу: организовать батрачество и бедноту, не допускать к Советам кулаков, органи­зовать товарищество по совместной охоте и косьбе сена, готовиться к сплош­ной коллективизации, по­вести борьбу с безропот­ной зависимостью жен­щин и от мужчин, прово­дить делегатские собрания женщин, просить будущий РИК открыть в Сеймчане фельдшерский пункт, ор­ганизовать в районе торговлю и завоз мелкокали­берных винтовок с патро­нами  и  т.  д.

На   Колыме     были   также образованы   Среднеканский и Утинский поселко­вые, Тасканский, Оротукский и Коркодонский сель­ские   Советы.

...Прошло   55   лет       после исторического   собрания населения   Сеймчана.   Ныне -           

Сеймчан — поселок городского  типа, центр района с развитой промышленностью и сельским хозяйством. На территории бывшего Сеймчанского наслежного Совета сейчас действуют Сеймчанский поселковый, и Верхнесеймчанский сельские Советы, выросли со­временные усадьбы совхо­зов «Сеймчан» и «Среднеканский». Население рай­центра увеличилось более чем  в  сто   раз.

С областным центром — Магаданом — нас связы­вают воздушный и автомо­бильный транспорт. За один час мы долетаем те­перь до Магадана, а тогда, в 30-м году, от Олы до Среднекана добирались 37 суток. Ушли в прошлое дымные балаганы (юрты) полуземлянки. На их ме­сте построены и строятся пятиэтажные дома со все­ми удобствами. Жители Сеймчана ежедневно слушают и смотрят передачи по телевидению и радио, при необходимости разговаривают по телефону с Москвой, Киевом, Ташкен­том и с другими населен­ными пунктами страны, ежедневно получают газе­ты.

Дети и внуки участников первого собрания в Сейм­чане имеют среднее и вы­сшее образование, работа­ют во всех отраслях на­родного хозяйства. Вокруг Сеймчана поднята целина в несколько тысяч гектаров, на фермах совхозов со­держатся тысячи голов скота. В прошлое ушли негра­мотность, бескультурье, ни­щета   и   голод.

П. Борисов

Участник первого собрания

избирателей Сеймчана.

Новая Колыма.

21 декабря 1985 г.