Главная > СРЕДНЕКАНСКИЙ РАЙОН… > ИЗ ИСТОРИИ…

Небо без границ

В августе 1942 года, накануне Сталинградского сражения, на северо-востоке нашей страны начались регулярные перелеты по трассе Аляска - Сибирь, советские летчики перегоняли через

Берингов пролив истребители ’’Аэрокобра" и бомбардировщики "Бостон" на фронт. Еще в довоенное время, а затем и в годы войны Виталий Михайлович Меньшиков, сын Михаила Дмитриевича Меньшикова (на снимке), штурмана 4-го перегоночного авиаполка, ветерана трассы Алсиб, общался с пилотами. Он помнит, как летом 1937 года вместе с отцом побывал в поселке Усть-Утиная, что на правом берегу реки Колымы, где базировался отряд авиаторов, обслуживавших экспедиции геолого-разведочных партий, а вскоре отряд обеспечивал безопасность Алсиба. На этой территории на сотни километров - ни единого поселка, сопки и болотная топь над вечной мерзлотой. В таких пространствах летчики начинали транспортировку боевых американских машин. Всего по Алсибу вплоть до капитуляции Японии было доставлено около 8 тысяч самолетов. В августе 1942 года наши летчики приступили к прокладке согласованного Кремлем и Вашингтоном маршрута. Начинался Алсиб на аэродроме города Иваново, ткацкой столицы России. Вот как об этом вспоминал штурман 4-го авиаполка 1-й перегоночной дивизии Михаил Дмитриевич Меньшиков: "В середине лета 1942 года прибыл на аэродром. Весь летный состав вызвали в клуб. Члены комиссии во главе с генералом сидели за столом на сцене. Генерал называл фамилии сидевших в зале летчиков, дошла очередь до меня. Председатель предложил коротко сообщить о моей летной биографии. Он по ходу моего ответа делал пометки в блокноте. Комиссия улетела в Москву, а через неделю вызывают в штаб: "Приказано откомандировать в Москву в распоряжение отдела кадров ВВС!".

Причину не сообщили. Я терялся в догадках. Прибыл в Москву, из столицы направили в Иваново, где шло формирование 1-й перегоночной воздушной авиадивизии В командировочном предписании о моей будущей летной работе - ни слова... И, только приехав в Иваново и явившись в штаб дивизии, узнаю: "Будете перегонять американские боевые самолеты из Аляски к нам, Союз. На фронт!".

ВОЙНА С ПОГОДОЙ НЕ СЧИТАЛАСЬ

"Когда узнали, что ранее мой отец пять лет осваивал и прокладывал воздушные трассы на Крайнем Севере и Дальнем Востоке, в Якутии, на Колыме и Чукотке, - рассказывает Виталий Михайлович Меньшиков, - то его направили штурманом-лидером в 3-й перегоночный авиаполк на самый трудный и сложный участок будущей особой трассы. Он пролегал от Сеймчана до Якутска через Верхоянский хребет. Позже отец стал штурманом 4-го перегоночного авиаполка, выполнял спецзадания штаба авиадивизии в составе экипажа самолета-лидера на всей трассе от Красноярска до Фэрбенкса. Тогда в Иваново шли тренировки летного состава, включая полеты на паре американских боевых машин. Ознакомился он с будущим летным ‘'рабочим местом". Отчетливо понимал, что на нашем, советском участке трассы - от Берингова пролива до Красноярска, - было только два аэродрома, включая якутский". К их реконструкции для приемки самолетов из США смогли приступить лишь в ноябре 1941 года. Сооружение новых десяти началось в 1942 году, они были введены в эксплуатацию к октябрю того же года. Пришлось довольствоваться минимумом навигационного обеспечения. В июле 1942 года специальная комиссия, обследовав намеченный маршрут Алсиба, дала добро на эксплуатацию трассы. Уже осенью 42-го летный состав 1-й перегоночной авиадивизии был перевезен к месту дислокации. Пункт расквартирования штаба дивизии и управления воздушной трассы Алсиб - город Якутск. Из Иваново на северо-восток добирались месяц поездом. В пути организовали теоретическую навигационную подготовку к полетам. Узнал отец, что на перегоночной трассе пилот и штурман самолета-лидера должны вести за собой журавлиной стайкой от 8 до 12 истребителей "Аэрокобра". "В эшелоне делился приобретенным опытом выживания в экстремальных условиях с экипажами будущих "дальнобойщиков" Алсиба, - рассказывал отец В. Меньшикова, - заострял внимание летчиков на жестокой, капризной, своенравной и щедрой на грозные сюрпризы тамошней погоде. Она потчует авиаторов жесточайшими морозами и слепящими туманами, внезапными шквалами пурги и ураганными ветрами, долгими моросящими дождями. Со всеми этими сюрпризами летному составу пришлось столкнуться уже со старта перегонки из Аляски первой группы американских машин осенью 1942 года. И когда я впервые занял место штурмана в самолете-лидере Б-25, взлетевшем из Фэрбенкса и взявшем курс на Чукотку, то всеми фибрами души почувствовал, какую ответственность несу перед однополчанами-пилотами за штурвалами следовавших за нами "Аэрокобр".

ПОМОЩЬ НАХОДИТ ПУТЬ

7 октября 1942 года первые семь американских истребителей, принятые буквально из рук американских пилотов советскими, поднялись с аэродрома Фэрбенкс и, пройдя над Беринговым проливом, взяли курс на Красноярск. Американскую технику получала советская приемная комиссия, в состав которой входил Герой Советского Союза летчик-истребитель полковник Михаил Мачин. "Американцы встретили нас тепло, - вспоминал позже Михаил Григорьевич, - тогда все русское пользовалось повышенным спросом. Хозяев интересовало даже наше новенькое, с иголочки, обмундирование. Они нередко просили подарить форменную пуговицу или звездочку. Американские солдаты и офицеры внимательно разглядывали заплаты на фюзеляжах Ли-2, побывавших за линией фронта. Среди инструкторов в Фэрбенксе, помогавших личному составу 1-го перегоночного полка осваивать новую боевую технику, был капитан Николай Барклай-де Толли, потомок русского полководца, участника Отечественной войны 1812 года. Потомок Барклая прекрасно говорил по-русски и охотно делился летным опытом".

Самым долгим плечом сибирской части Алсиба был проходивший над тундрой путь с Уэлькаля в Сеймчан. Тут частенько движение тормозила пурга. Драматических случаев на сибирской части "холод-ной трассы" было не меньше, чем на Аляске. Виталий Михайлович рассказал мне историю, когда сам командир перегонной дивизии "полярный волк" Илья Мазурук, обнаружив на подлете к Сеймчану плотный туман, решил сажать самолеты на отмель реки Колымы. Все сели благополучно. Но надо же и взлетать после ночи, а мороз - тридцать пять. На счастье, вблизи был поселок Зырянка. Летчиков приютили в жилье, а под брезент на моторах поставили печки, привезенные из домов. Всю ночь они топились, не давая моторам остыть. Утром благополучно взлетели. После душных землянок с нарами в Уэлькале Якутск для летчиков был столицей - тепло, электрический свет и даже ресторан.

И все же главным был человеческий фактор. Вот почему для тяжелой работы в экстремальных условиях северо-востока страны командир 1-й перегоночной авиадивизии, полярный ас и Герой Советского Союза Илья Мазурук выбирал профессионалов высочайшего класса. Дело в том, что американскими пилотами самый трудный и протяженный участок - советский - был слабо освоен. Так что в случае ЧП с американским самолетом в небе над сибирской трассой наш комдив отвечал собственной головой за судьбу экипажа и командированных президентом США в Москву посланцев. Однажды секретное задание было поручено штурману полка капитану М. Д. Меньшикову.

"Взревели все четыре мотора, - рассказывал сыну Михаил Мень­шиков, - разбег, тяжелая машина взмывает в сибирское небо. На трехкилометровой высоте "боинг" переходит в горизонтальный по­лет. Под нами - сплошная пелена облаков. Ориентировались по ра­диокомпасу. По маршруту нам по­могали редкие пеленгаторные станции, а в пунктах посадки для заправки (Якутске и Уэлене) - приводные радиомаяки. Так мы и шли - над Красноярским краем, Якутией, Колымой, Чукоткой, Бе­ринговым проливом и Аляской.

Тогда в кабине "боинга" с сек­ретной миссией из Москвы в США возвращался личный представи­тель президента США. Это был близкий друг и соратник Рузвель­та Джозеф Эдвард Дэвис, в 1936 - 1938 годах посол США в СССР".

УШЕДШИЕ В ВЕЧНОСТЬ

Вряд ли сухие цифры, отража­ющие количество доставленных в СССР самолетов и совершенных "челночных" перевозок высокопо­ставленных персон из Москвы в Вашингтон и обратно, помогут оценить мужество, стойкость и отвагу летчиков Алсиба. Им не­редко приходилось работать за гранью человеческих возможно­стей. Неслучайно 1-я перегоноч­ная дивизия была награждена боевым орденом Красного Зна­мени. По всем статьям дивизия Героя Советского Союза Ильи Мазурука была приравнена к фронтовой авиации дальнего действия. Вот как он описывал условия работы: "Зимой здесь почти постоянно стояли лютые морозы, часто достигавшие (Минус 60 градусов, а в районе Оймяко­на и минус 70. Самолеты, нахо­дясь на аэродромах, покрыва­лись ледяной коркой. Масло и смазка становились как камень, резина делалась хрупкой. Лопа­лись шланги, выводя из строя тор­моза и гидравлику. Ангаров не было, все работы велись под от­крытым небом. Наши инженеры, техники и другие специалисты, замерзая сами, умудрялись с по­мощью простейших приспособле­ний ремонтировать, разогревать и отправлять самолеты."

Штурман-дальнобойщик М. Меньшиков с февраля по октябрь 1943 г. сопроводил 52 группы, в об­щей сложности 365 самолетов, за что был награжден орденом Крас­ной Звезды. Известно, что и триж­ды Герой Советского Союза летчик- истребитель Александр Покрыш­кин выигрывал воздушные схватки, управляя американским истреби­телем "Аэрокобра", прибывшим на фронт с далекой Аляски. "Холодная трасса" была согрета единством лю­дей - приблизить победу в войне над общим врагом. И память о ней в истории сохранится.

К концу войны воздушная трасса превратилась в большое и сложное хозяйство, которое стало основой развития воздушного транспорта на Северо-Востоке.

В1972 г. в Кадыкчане на могиле погибших летчиков экипажа капитана И. А. Ковылина был установлен памятный обелиск. В начале 1980-х гг. группа энтузиастов-краеведов под руководством В. П. Матвеева предприняла экспедиции в район реки Нагаин и обнаружила останки военных самолетов. Позже были установлены имена членов этих экипажей, а 9 мая 1983 г. воздвигнут обелиск в честь летчиков, погибших на сеймчанском отрезке трассы Алсиб. С конца 1980-х гг. сведения о ней собирают и курсанты военно-спортивного технического клуба "Подвиг в Магадане. Они установили связь с непосредственными участниками перегонки, нашли и привели в порядок места захоронения летчиков, создали музей их памяти. В1992 г. силами клуба на берегу реки Магаданки сооружен мемориал погибшим авиаторам.

Виктор ОРЛОВ.

28.09.2012

Магаданская правда в пятницу