Главная > СРЕДНЕКАНСКИЙ РАЙОН… > ИЗ ИСТОРИИ…

Они были первыми

О строительстве сеймчанского аэродрома

 Редко кто из сеймчанцев 36 лет назад обращал внимание на рокот взлетающих самолетов. Разве только тогда, когда появился новый тип крылатого лайнера. Или сами авиаторы запрокинут голову, с удовольствием наблюдая особо изящный вираж. Ну и что же, скажет иной, ничего удивительного: уже тогда современной техникой и прогрессом было никого не удивить…

    Территория, где находится наш поселок, была обжита давно, но до 30 – х годов в Сеймчанской долине было всего несколько юрт, в которых проживали семьи якутов – скотоводов. Располагались они далеко друг от друга, а вся долина была покрыта тайгой да болотами. И вот, в 1922 году власть рабочих и крестьян прочно установилась на Дальнем Востоке и Крайнем Севере нашей Родины. В эти места пришли новые люди, стойкие, мужественные, верные долгу, с горящим сердцем и большим желанием покорить суровый, холодный и недоступный край.

Сеймчанская долина стала заселяться. Первыми здесь появились геологи. Они нашли настоящие природные клады, скрытые в каменных недрах, но бездорожье отнимало у людей много сил, а главное - много времени. Очень мало его оставалось на плодотворный изысканный труд. И тогда, на помощь разведчикам недр пришли пилоты. По всей Колыме возникали тогда прииски и рабочие поселки. Связь между ними крепла все больше и больше, а ответственность ложилась на плечи, вернее на крылья, авиации.   

    Поиски площадки, пригодной для аэродрома, в Сеймчанской долине началась в 1931 г. В то время в поселке Сеймчан проживал только один  русский. Он знал якутский и юкагирский языки. Поэтому ему пришлось быть проводником у людей, приехавших с побережья Охотского моря, и толмачом между ними и местным населением. Этим проводником и переводчиком был первый учитель района Панкратий Иович Борисов.

«Целью приезда летчиков (так они себя называли) – вспоминал Панкратий Иович, - было подобрать посадочную площадку для сухопутного аэродрома».

    Много пришлось исходить Борисову с летчиками по болотам и лесам Сеймчанской долины. Они вели топографическую съемку местности, брали пробы грунта. И, наконец, работы были завершены. Выбрали три места для постройки аэродрома: площадку на запад от поселка, на соке, за полями совхоза «Среднеканский», вторую – на месте полей, за средней школой, курсом на перевал и ту, где и находится аэропорт в настоящее время.

    Но для строительства аэродрома требовались большие средства, а пока легче было использовать природные площадки или водоемы со спокойной водой. Первый самолет в Сеймчане приводнился в 1936 году. На основное русло реки Колымы (со временем это место стало протокой, а река пробила себе новое русло). С тех пор крылатые машины стали появляться здесь все чаще и чаще. Это были маломощные Ю-13, Р-5, У-2. И, естественно, они не могли удовлетворить возрастающих потребностей осваиваемого Севера. Вновь, в 1939 году, начинаются изыскания пригодных под аэродромы площадок. И вновь останавливаются на том месте, где сейчас находится аэродром. Работы предстояло немало: срубить вековую тайгу, выкорчевать пни, срезать кочку, снять наносный грунт до твердой гальки. Все это вручную.

    22 июня 1941 года мирный труд прервала война. 17 июня 1941 года президент Ф. Рузвельт писал И.В. Сталину: «Посол Литвинов информировал меня, что Вы одобрили переброску американских самолетов через Аляску и Северную Сибирь на западный фронт, и я был рад узнать об этом».

    Из воспоминаний заслуженного полярного летчика СССР, героя Советского Союза И.П. Мазурука: « Для организации авиатрассы нужно было сделать очень много. По существу, ее надо было создать заново: изыскать в труднодоступных местах площадки для строительства аэродрома, доставлять строительные материалы, оборудование, возводить жилье и служебные помещения, организовать питание летного и технического состава, завести на аэродромы большое количество бензина, создать различные службы и решить многие другие вопросы. Все это требовалось сделать в короткие сроки».

   С поставленной задачей справились. В конце 1942 года авиатрасса заработала. В Сеймчане стал базироваться 3-ий перегоночный авиаполк (ПАП). Ему достался участок длинной 1200 километров. Он был самым нелегким на всей трассе, ибо пролегал над высокогорной территорией, а также над Оймяконским районом полюса холода. Командиром 3-го ПАП был полковник Твердохлебов (в 1945 году погиб в бою с японцами), начальником штаба – майор Редькин. Одновременно была организована 3-я авиабаза (командир майор Смертин, начальник штаба - старший лейтенант Болотов). На базе этих частей организовался Сеймчанский аэропорт. Его начальником и командиром Сеймчанского авиагарнизона стал депутат Верхнего Совета СССР полковник Скоробогатов. Были организованы все службы.

   Работа не затихала ни на минуту. Достраивалась взлетно-посадочная полоса, возводились жилые и служебные помещения. Уже четко определены границы авиагарнизона. По современным меркам они не велики: уменьшаются от котельной №2 до старой гостиницы.  

   Самолеты в воздухе всегда появляются внезапно. Их ведет Герой Советского Союза, командир авиаэскадрильи капитан А.А. Липилин. Красиво, тройками, в строю «клин», они проходят над аэродромом.

   Труд авиаторов Сеймчана высоко оценило Советское правительство. В телеграмме от 7 сентября 1943 года Народного Комиссара внешней торговли А. И. Микояна говорилось: «Правительство Советского Союза наградило 80 лучших из лучших Вашего коллектива орденами и медалями. От всей души поздравляю весь коллектив и награжденных товарищей. Желаю в дальнейшем успеха в Вашей трудной работе на пользу фронту».

   Трудны условия для работы и летом, но надвигается зима. И бойцы, командиры принимаются за заготовку дров для подогрева самолетов и жилых помещений. В тайгу уходят команды за ягодами и грибами. Создаются охотничьи отряды по заготовке рыбы и дичи.

   Как ни жесток распорядок дня, а молодежь выкраивает время и для художественной самодеятельности. В клубе звучит баян, слышится песня.

  С теплым чувством вспоминают бывшие бойцы 3-го ПАП Сеймчанский авиагарнизон, воинскую дружбу, морозные ночи, согретые победами Советской Армии. В этих победах есть и часть их труда. За долгие военные годы через Сеймчанский аэропорт перегнано ими 7308 самолетов. Перегонка шла днем и ночью, летом и зимой.

В.Матвеев,

Помощник начальника подразделения Ан-26

(Новая Колыма, 4 декабря, 1982 г.)