Главная > СРЕДНЕКАНСКИЙ РАЙОН… > ИЗ ИСТОРИИ…

Первые тракты Севера

Ольско-колымский тракт и другие....

 

Еще   сравнительно   недавно,   с   точ­ки зрения  исторической   науки, о на­шем  районе,   как обо  всем    Северо-Востоке   Азии,   не   было  достоверных сведений. И точное   время   расселения людей  в   наших   краях   пока   не уста­новлено,  но  ученые  на  основе археологических находок предполагают,       что первые   обитатели   пришли   сюда   около 30 тысяч   лет   назад.

Лишь, с приходом в восьмидесятых годах XVI века, на берега Оби Ир­тыша отрядов Ермака появилась возможность освоения и изучения огром­ных пространств Сибири ( в это понятие в то время включалась территория между Уралом и Тихим океаном).

Поход Ермака поднял волну народной колонизации сибирских просторов. Массы бежавших на волю людей искали  лучшей доли. Прослышав об огромных богатствах Сибири, они устремлялись за Урал вслед за ратными от­рядами, а иногда и опережая их. В 1586 г. возникает первый русский город в Сибири -  Тюмень, годом   позже основан Тобольск, ставший отправным пунктом многих экспедиций.

Все дальше продвигал отряды казачьих служивых и промышленных людей. Из всех сибирских богатств более всего их  привлекала пушнина.

Спрос на нее на внешнем рынке к этому времени сильно возрос, и добыча ее поощрялась русским государством. Важным побудительным мотивом экспедиций на восток было и стремлении разрешить географические проблемы, познать, что же представляет собой северо-восточная часть Азии, соединяется ли Азия с Америкой, есть ли возможность проехать и Китай через полярные моря. В 1632 году ка­зацкий, сотник Петр Бекетов заложил Якутский острог, который стал опорным пунктом походом в поисках «новых землиц» не только на юг и на север,   но  и   на   восток.

В 1641 году из Якутска на восток был отправлен небольшой отряд каза­ка Михаила Васильевича Стадухина, который должен был разыскать путь с Оймякона на Колыму «для государства ясачного сбору и прииску  новых землиц» и исследовать Колыму. Из Оймякона на кочах отряд Стадухина прошел до устья Индигирки и отсюда по морю достиг устья Колымы, Здесь в 1644 г. Стадухин основал ясачное зимовье -  Нижне-Колымский   острог, который долгое время и являлся фор­постом продвижения русских на вос­ток.

В 1645 году отряд Стадухина про­шел Сеймчанской долиной, спустился по Колыме, вблизи устья Ясачной по­строил деревянную крепость. Походы Стадухина дали представление о географическом положении открытых зе­мель, об их природных богатствах, о населении   Колымы   и   Чукотки.

В XVII - XVIII веках было хорошо исследовано казаками среднее и ниж­нее течение Колымы, верховья же представляли «белое пятно» вплоть до конца XIX века. Правда, экспедиции
Наркомвода в 1928-1929 годах под руководством Молодых удалось в ар­хивах Якутска, Верхне-Колымска и Иркутска собрать сведения, что по Ко­лыме, а именно левой вершине - Аян-Юряху в конце XVII   и  в  XVIIIвеках, сплавлялись русские казаки, дос­тавляя провиант в колымские остроги. Кем и когда был открыт этот путь, неизвестно. Возможно, что он был известен якутам еще задолго до прихо­да русских землепроходцев, но в кон­це  XVIII   века  был   забыт   из-за  сложности сплава по порожистому течению Верхней Колымы, и с открытием но­вых   путей.

XVIII век ознаменовался рядом крупных научных экспедиций по изу­чению Северо-Востока. Первая Кам­чатская экспедиция (1725 -1730), Вто­рая Камчатская экспедиция (1733 - 1743) выполняли задуманный Пет­ром. I грандиозный план: исследовать возможность судоходства от Арханге­льска до Камчатки, отыскать морские пути в Америку и Японию, изучить внутренние районы Севера Азии, соб­рать достоверные сведения о природе и народах Севера, составить надеж­ные  карты.

В XIX веке работа по изучению (Северо-Восточных районов продолжа­лась. Богатейший материал был соб­ран экспедицией И. Д. Черского. И.Д. Черский (1845- 1892) восемнадцатилетним юношей за участие в поль­ском восстании 1863-1864 гг. был со­слан в Сибирь. За успешное исследо­вание в районе озера Байкал в 1885 году ему пришло помилование, и Чер­ские переезжают в Петербург. Но бес­крайние сибирские просторы, неведомые края  манили их. На одном из за­седании Академии, где рассматривался
вопрос о необходимости исследовании Северо - Восточной Сибири,  Черский  несмотря на плохое здоровье, предло­жил организовать экспедицию и сог­ласился возглавить ее. В состав экспедиции вошли жена ученого Марфа Павловна, 12-летний сын Александр и дальний  родственник   Черских Генрих Дуглас.

    Перед экспедицией стояла задача изучить геологию, почву, растительный и животный мир бассейна Колы­мы. Опорным пунктом был выбран Якутск, откуда через Оймякон иссле­дователи вышли к Верхне-Колымску. До них по этому пути прошел лишь Г. А. Сарычев. Экспедиция проходила в крайне тяжелых условиях. Труд­ность маршрута осложнилась еще и скудностью средств. На трехгодичную работу экспедиции Академия наук вы­делила жалкие гроши. Весной 1892, как только вскрылась Колыма, Черс­кие из Верхне-Колымска начали сплавляться вниз, по реке. Однако путь смертельно больного ученого оказался, недолгим, в июне 1892 г. он умирает и похоронен у устья реки Омолон. Работу завершила верная спутница Ивана Дементьевича, отважная жен­щина   Марфа   Павловна   Черская.

В результате экспедиции была уточнена карта всего Индигирско-Колымского водораздела и собрано мно­го цепных сведений о быте местных жителей. И. Д. Черского, как ученого-гуманиста, занимал, вопрос о положе­нии коренных народов Сибири. Оп со­ставил «Проект помощи местным жи­телям Севера», в котором указал па необходимость спасения жителей се­верных земель от вымирании и грабе­жа тойонов, купцов и подрядчиков, создать запасы продовольствия на случай голода, который бывает в этих местах,  очень  часто.

Составляя проект об оказании по­мощи «инородцам», И. Д. Черский на­деялся, что царское правительство обратит внимание на бедственное поло­жение народов Севера, прислушается к мнению ученого. Но проект остался без ответа. Однако этот документ, ко­торому более ста лет, свидетельст­вует об участии передовых ученых в судьбе   малых    народов.

В 1891 году И. Д. Черский впервые, на основе расспросных данных, наносит приблизительно на карту реку Сеймчан.

В 1892 году ловкий доверенный Приамурского товарищества Феофилов узнал от кочевых тунгусов, что они «делают переходы от Колымы до Амамича (в ста верстах от Олы) в 15 дней, перекочевывая каждый день не более 20 верст. Исходным пунктом для них
служит верховье Колымы близ урочи­ща Сеймчан, где находится часовня и
живет иеромонах Парфений. Сообще­ние между верховьями Колымы и бе­реговыми пунктами Охотского побере­жья, по словам этих тунгусов, велось инородцами исстари и не представля­ет больших затруднений». (Сибирский торгово –промышленный календарь. Томск. 1898 г.)

Чтобы представить себе истинную цену  этого  сообщения,   надо  знать,   что караваны, со всем необходимым для колымской «глубинки» водили через Верхоянск, Алазейск за две с полови­ной тысячи верст. Цены за доставку туда груза на вьючных лошадях из Якутска в  Среднеколымск  названы     в «Сибирском торгово-промышленном календаре» 1898 года невероятными 10 рублей.

Феофилов безоговорочно уверовал в свою удачу, и уже в 1893 году При­амурское товарищество выгрузило в деревне Ольской на 8 тысяч рублей «товаров и чаев». Но перевезти их не удалось «вследствие неисследованнос­ти пути и невозможности найма возчиков-инородцев, опасавшихся боль­шого транспорта». Тогда-то и вспом­нили об отставном пятидесятнике Яку­тского казачьего полка П. И. Калинкине. Тот слыл человеком энергичным и предприимчивым, авторитетным сре­ди местного населения. После двух дней уговоров Петр Николаевич сог­ласился рискнуть. Охотский окружной начальник Херсонский решил ехать с ним и запросил у казны субсидию в размере тысячи рублей. Выделили ему только половину требуемой суммы, да и тех денег пришлось так долго ждать, что Калинкин не вытерпел и пустил­ся в трудную дорогу самостоятельно. В своем, отчете Товариществу по возв­ращении он писал: «Экспедиция, сос­тоявшая из проводника Василия Необутова, инородцев Ильи I и Ильи II Фроловых, тунгусов Евтропия и Григория Бабцевых, Николая Трифонова и переводчика-якута Федора Попова под началом П.. Н. Калинкина выехала из с. Ольского 28 февраля 1893 года. Была снабжена 130 оленями, из коих 30, привычные к езде, предназ­начались для   верховой  езды   и   вьюков, а остальные были и взяты частью вза­мен провизии... Экспедиция дошла до р. Колымы через 32 дня: продолжи­тельность пути объяснялась непривыч­кой оленей к такому передвижению и желанием г. Калинкина изыскать дей­ствительно наиболее примой и удоб­ный путь. На обратном пути экспедиция совершила этот путь в 16 дней»
(Сибирский торгово-промышленный календарь.  Томск.   1898. стр.   407).

На атом пути в устье Буюнды был поставлен в 1893 г. крест с надписью: «Ольско-Колымский путь открыт Калинкиным Петром Николаевичем и его женой Анисьей Матвеевной. Сей крест поставлен в 1893 году, мая 26 дня». Сейчас этот крест хранится в Мага­данском областном краеведческом и аналогичный крест, поставленный ими в том же году  на   перевале  Среднекан – Усть- Гербы, - в   нашем музее.

Можно без преувеличения сказать, что этот путь дал мощный толчок к заселению близлежащих районов, и в частности, сразу же привел к прове­дению первых опытов земледелия в районе Сеймчана. В газете «Владивос­ток» за 1894г. сообщалось, что жив­ший в Сеймчане иеромонах Парфений «производит опыты ведения в довольно больших размерах сельского хозяйства и   огородничества»...

Вместе с тем, Ольско-Колымский тракт имел большое значение и в снабжении Колымы. Вплоть до 20-х годов нашего столетия шли по нему кара­ваны с грузами. Бессменными провод­никами этих караванов в первые годы был И. П. Калинкин, а позже его товарищи .Александров и Медов. Этот путь частично использовали в первые советские экспедиции 1928 - 1932 гг. Кстати, якут Макар Медов стал прово­дником в первых геологоразведочных экспедициях Ю.А. Билибина и В. А. Цареградского. А составленная Медовым в 1928 г. карта «Путь от села Ола на реку Бохапча» была точнее всех карт, изданных, до 1930 года. По Аян-Юряху проходил Оймяконо - Сеймчанский тракт, по которому издавна возили почту и другие грузы. Этот путь был намного короче, чем объезд­ной через Верхоянский хребет и быв­ший город Зашиверск на Индигирке. В 1901 году по этому тракту из Сеймчана в Якутск через Оймякон проехал Колымский исправник И. М. Березкин, чтобы определить пригодность его для перевозки больших грузов на Колыму. По Березкин посчитал этот путь тру­днопроходимым и забраковал его.

О том, что представлял в начале века Сеймчан Березкин писал: «Мес­течко Сеймчан расположено на левом берегу реки Колымы верстах, в трех выше устья речки того же имени, впа­дающей в Колыму... это местечко, сос­тавляя часть Оймяконо- Борочанского наслега Баягантайского улуса, насчи­тывает лишь девять семей инородцев. Это наслеги, часть коих поселилась здесь очень давно, а часть в послед­нее время, с открытием Ольско-Колымского пути. Местность, в которой расположены усадьбы зтнх инородцев, представляется громадным кочкова­тым и .местами болотистым полем, по­росшим кое-где редким лесом и мел­ким кустарником. Жители Сеймчана скотоводы... Из овощей в Сеймчане сеяли капусту и картофель, но они до­ходят не вполне. Капуста, не имея вилков, дает лишь зелень, а карто­фель бывает очень мелким...»

Начинался XX   век...

Валентина   СЕРДЮК,

           старший   научный  сотрудник

краеведческого музея.

Газета «Новая Колыма» № 78

От 11 июля 1992 года.