Главная > СРЕДНЕКАНСКИЙ РАЙОН… > ИЗ ИСТОРИИ…

Первым делом самолеты!

История развития и становления авиации в Среднеканском районе.

 1935, 25 марта летчик П.С. Карп совершил перелет через Яблоневый хребет и произвел посадку на реке Колыма в Среднеканском районе.

    1942, 7 октября начало полетов по трассе США – Уэлькаль – Марково – Анадырь – Сеймчан и далее через Якутск, Иркутск до Красноярска. 7926 боевых и транспортных самолетов получили советские ВВС по ленд-лизовскому соглашению между США и СССР. 7926 американских военных самолетов было отправлено из Гор-Фильда (штат Монтана) в Советский Союз. Среди них истребителей Р-39 «Аэрокобра»-2618, Р-63 «Кингкобра»-2397, Р-40 «Китихаук»-48, Р-47 «Тандер болт»-3, средних бомбардировщиков А-20 «Бостон»-1363, Б-25-732, транспортных самолетов Си-47 «Дуглас»-710, один транспортный самолет Си-46 «Кертис» и 54 учебных самолета АТ-6 «Тексан».

    Командиром перегоночной дивизии назначили полковника И.П. Мазурука.

    / Мазурук Илья Павлович родился в 1906 году. Герой Советского Союза. Известный полярный летчик. В Советской Армии с 1928 г. Окончил Военно-теоретическую школу ВВС в Ленинграде (1928), Борисоглебскую военную школу летчиков (1929), курсы усовершенствования начальствующего состава ВВС при Военно - Воздушной академии РККА им. проф. Н.Е. Жуковского (1939). Работал командиром авиаотряда на Сахалине. С 1936 г. в Полярной авиации. С 1038 г. начальник Управления Полярной авиации Главморсевпути. Участвовал в высадке научной экспедиции И.Д. Папанина на Северный полюс (1937). Участник советско-финляндской и Великой отечественной войн /.

    За это время функционирования трассы произошла 41 катастрофа перегоняемых самолетов в том числе на территории Якутии разбилось шесть бомбардировщиков А-20 «Бостон», пять истребителей Р-39 «Аэрокобра» и один бомбардировщик Б-25. Всего на трассе погибло 115 советских авиаторов. На местах катастроф, на могилах погибших установлены скромные памятники, надгробия, обелиски.

    1943 в Сеймчан прибыл Герой Советского Союза А.А. Липилин. В качестве командира эскадрильи 3го перегоночного полка ему пришлось летать по всей особой воздушной трассе, бывая на Колыме и Чукотке. Впервые после войны он побывал в Магадане с группой однополчан 7 июня 1990 года.

    1944, май: по воздушной линии Красноярск - Уэлькаль обслуживаемой 1-ой перегоночной авиадивизией ГВФ, в Магадан прибыл вице-президент США Генри Уоллес. Он посетил предприятия и учреждения Колымы, в том числе познакомился с работой аэропортов Сеймчан и Берелех.

   1947, июль: дальневосточное управление ГВФ организовало Чукотское авиазвено с базированием в Анадыре и Сеймчане. Командиром звена назначен М.И. Алексашин.

   1954: Совет Министров СССР обязал Главное Управление  ГВФ представить в Правительство положение о передаче авиации Дальстроя в ведение ГУ ГВФ, а также разработать и провести мероприятия по улучшению обслуживания перевозок пассажиров на авиалиниях Магаданской области, особенно в период отпусков трудящихся.

    1957: в ноябре организовано УТО – 23. Приказом ГУ ГВФ, от 16 декабря 1957 года в авиагруппу вошли аэропорт 2 класса Сеймчан и аэропорт 3 класса Гижига.

    1963: приказом ГУ ГВФ организованы:

- Сеймчанский объединенный авиаотряд в составе аэропорта Сеймчан 3 класса и 194 –й летного отряда 4 класса.

    1968, 18 февраля совершил первый рейс лайнер Ан-12 по трассе Магадан – Сеймчан.

    1990 – 1991: приказом МГА от 7 марта 1991 года № 48 «О внесении изменений в приказ МГА» от 9 октября 1990 г. № 233-статус государственного предприятия представлен структурным единицам Магаданского управления ГА: Сеймчанскому ОАО.

    1991 : в состав Магаданского управления гражданской авиации входило 6 крупных авиапредприятий, в том числе Магаданский объединенный авиаотряд, Второй магаданский авиаотряд, Сеймчанский объединенный авиаотряд, Чаунский объединенный авиаотряд, Билибинский объединенный авиаотряд. В состав этих авиаотрядов входило 18 приписных аэропортов.

   1996: прекратило свое существование Сеймчанское авиапредприятие. Вертолеты Ми-8 и 2 самолета Ан-26 переданы на баланс  ГП « СВАБОЛ». Аэропорт Сеймчан также перешел в подчинение ГП «СВАБОЛ».

   1993: создано государственное региональное предприятие « Магаданаэроконтроль».

   2002: предприятие «Аэроконтроль» организовано путем присоединения к государственному предприятию «Аэронавигация Северо-Востока», специалисты которого обслуживали 14 внутренних и 16 международных линий. ГУДП «Аэронавигация Северо-Востока» предоставляют аэронавигационное обслуживание более 60 авиакомпаниям, в том числе 26 зарубежным. Предприятие в пределах своих полномочий осуществляет деятельность в целях удовлетворения потребностей пользователей воздушного пространства в аэронавигационном обслуживании, обеспечении безопасного и регулярного воздушного движения на воздушных трассах местных линий, в районах выполнения авиационных работ в установленных границах ответственности. Предприятие имеет «Сертификат соответствия», выданный полномочным органом по сертификации. В состав филиала входят Магаданский, Сеймчанский и Чайбухинский центры ОВД, Северо-Эвенское и Омсукчанское отделения.

   В октябре 2002 года завершены работы по созданию укрупненного РЦ ЕС ОВД Магадан. Укрупненный Магаданский районный центр объединил воздушное пространство районных центров Магадан, Сеймчан и Чайбуха.

   В 1939 году на территории Среднеканского района начались инженерно-геологические изыскания для строительства аэродрома. В начале 40~х годов подходящее место было найдено, и началось строительство аэропорта. В 1942 году аэродром уже начал принимать воздушные суда, а в 1943 году ему был официально присвоен статус аэропорта Сеймчан. Начались регулярные авиарейсы по перегону военных самолетов, поступающих по ленд-лизу в Советский Союз во время Великой Отечественной войны. Командиром перегоночной дивизии был Илья Павлович Мазурук.

   Также рядом с аэродромом была построена авиабаза и авиагородок. Сначала на аэродроме базировались самолеты  ЛИ-2,  выполняющие грузовые и пассажирские рейсы для нужд освоения Северо-Востока. Постепенно, с модернизацией авиационной техники на аэродроме были сформированы эскадрильи гражданского воздушного флота. Так и началось развитие авиации в поселке Сеймчан. Со временем менялась и техника: в 50-х-60-х годах на смену ЛИ-2 пришли самолеты АН-2 и ИЛ-14 и вертолеты МИ-4, в 1063 г. был организован отдельный авиационный отряд, а в 70-е годы началось активное развитие авиации. Стала поступать более современная техника: вертолеты МИ-8 и самолеты АН-26. До 1994 года аэропорт работал в круглосуточном режиме, через него проходило много рейсов, доставляющих пассажиров в населенные пункты Якутии и Чукотки, также на самолетах АН-26 с нашего аэродрома доставлялись грузы, почта в различные районы страны, в Хабаровск, Владивосток, Охотск. С началом перестройки авиация на Северо-Востоке стала угасать, Сеймчанский объединенный авиационный отряд был расформирован, и на базе аэродрома было создано подразделение лесной авиации. Основной целью созданной организации стала профилактика и ликвидация лесных пожаров, а также межбазовое маневрирование по всей стране. С 2004 года коллектив аэропорта «Сеймчан» возглавляет Владимир Васильевич Кудрявцев, который начал работу еще в 1981 году в составе объединенного авиаотряда.

   На данный момент аэропорт живет и работает в штатном режиме, основная его функция: в летний период – базирование самолетов и вертолетов для выполнения лесоавиационных работ, полеты для нужд геологов и старательских артелей, также аэропорт для всех воздушных судов по всей Магаданской области: при наличии заказчиков выполняются чартерные рейсы.

   В штат аэропорта имеется все необходимые службы для приема, выпуска и обслуживания воздушных судов. На предприятии по сей день работают сотрудники, начавшие свою трудовую деятельность в Сеймчанском объединенном авиаотряде как молодые специалисты, это: главный инженер АТБ Осолодков Николай Иванович, фельдшер медпункта Дадуш Екатерина Александровна, делопроизводитель Лозня Ольга Васильевна, инженер ГСМ Советкин Алексей Владимирович. Посвятив свою жизнь одной из самых романтичных профессий, эти люди остаются верны ей по сей день, отдавая весь запас своей энергии на благо любимого дела. Многие ветераны нашего аэропорта сейчас находятся на пенсии, но живут в Сеймчане: Борщевский Юрий Иванович, Лопаткин Владимир Борисович, Наумов Евгений Викторович, Петров Василий Иванович, Калинин Эдуард Федорович, Синицкий Петр Александрович, Димов Валерий Гаврилович.

Кристина Василенко.

«Новая Колыма. Вести» №6

От 06.02.2009г.