«Сеять разумное, доброе, вечное»
Из всех профессий выбрал я одну.
Прекрасней есть ли что-нибудь на свете,
Чем детям прививать любовь к добру,
Чем быть за них всю жизнь свою в ответе...
Поистине несравненна жизненная значимость труда учителя. Его усилиями множится духовный потенциал общества, формируется главный капитал страны - молодое поколение. Школа работает на завтрашний день, от нее зависит, какое будет это завтра.
В школах района трудятся 160 педагогов, кроме - того 44 — во внешкольных учреждениях, 170 — в дошкольных. Среди них два заслуженных учителя, 9 — имеют звания учителей-методистов, 10 — старших учителей, 4 — воспитателей-методистов дошкольных учреждений, 25 — отличники просвещения.
Известно, что формирование личности начинается с детского сада. Их в районе 10, а воспитываются там 1047 детей. Система дошкольного воспитания совершенствуется. Коллективы воспитателей получили право самостоятельно определять приоритетные направления. Так, ясли-сад № 6 стал центром эстетического развития дошкольников. Художественное воспитание является здесь фоном общевоспитательной работы. Тут учат детей красоте. Особенно успешно находят новые формы работы с детьми воспитатели В. В. Борунова, Н. А. Дербенева, В. А. Кравченко. В детском саду есть студия изобразительного творчества, руководимая талантливым педагогом С. Е. Подлесовской.
Главное в ее работе — увидеть индивидуальность ребенка, обогатить его творческое воображение.
В яслях-саду № 8 успешно действует кружок художественно-ручного труда «Радость» (руководители С. А. Ворсина и Е. И. Колотова). Дети посещают его с большим желанием.
Поиск, инициатива, активность — вот те качества, которые отличают коллектив яслей-сада № 7. Здесь проводят углубленную работу по укреплению здоровья ребенка. Открыта санаторная группа для детей от полутора до трех лет. Широко применяются лечебно-профилактические процедуры: ингаляции, массаж, витаминотерапия, кислородные коктейли. Много тепла отдает малышам воспитатель 3. П. Коробова. Ее материнское отношение помогает им быстрее адаптироваться в детском саду.
Мастерами дошкольного воспитания можно назвать Р. И. Мальцеву (ясли-сад № 7), Г. О. Гришкову и Н. В. Донейко (№ 1), С. И. Маркову и Г. А. Валько (№ 2), Л. В. Пажельцеву, О. А. Вергун, Г. И. Федорову (№ 6), Т. Е. Трапезникову и Т. И. Пономарчук (№ 8), Н. И. Воронину (с. Верхний Сеймчан), музруководителей Л. Г. Разноцветову, Н. М. Большунову, методистов 3. Д. Коробейникову и В. И, Ляхову, заведующих Л. И. Зубкову, С. И. Борзунову, Р. А. Полякову и других. Всех их отличают высокий профессионализм, доброжелательность, скромность, чувство такта.
Добрыми помощниками воспитателей стали Н. В. Попова и Г. И. Романова (№ 8), Г. А. Червненко (№ 1), И. С. Панкратова (№ 6), Е. М. Зайнулина (№ 3), Е. В. Овчаренко и Н. Н. Кокоулина (№ 7).
Немногим меньше двух лет назад отметила свое шестидесятилетие самая первая в районе Сеймчанская средняя школа № 1. За долгие годы работы накоплен бесценный опыт. По методической работе она является опорной. В ней много учителей - методистов, старших учителей, отличников народного просвещения, творчески работающих педагогов, применяющих новинки. Под руководством заслуженного учителя-методиста А. С. Пивкиной выросли многие молодые специалисты. Среди них Т. Н. Старостенко, И. М. Волкова.
В этой школе славная традиция— выбирать профессию учителя и возвращаться сюда в новом качестве. Вот и нынче начала работу бывшая выпускница Е. Н. Гореванова. Работает под опекой опытного педагога Л. Н. Бурзайкиной.
Около 30 лет прививает на своих уроках любовь к родному краю отличник народного просвещения ветеран труда Е. Б. Чернецова. Благодаря навыкам культуры поведения «ее» дети — самые вежливые и аккуратные среди младшеклассников.
Стабильно занимается с детьми углубленным научением математики Л. Л. Евгеньева. Прошлогодний математический выпуск показал глубокие и прочные знания. Любовь Леонидовна с 1967 года работает в школе. Скольким ребятам дала прочные знания, сколько ее выпускников поступили в политехнические вузы — сказать трудно. Ребята на всю жизнь запомнят этого строгого умного и жизнерадостного педагога, обладающего необыкновенным чувством юмора. Бессменный руководитель секции учителей математики и профсоюзный лидер — на всех постах она на своем месте.
Первыми в районе начали преподавание английского языка в начальной школе и продолжают углубленное изучение этого предмета с ребятами победитель конкурса «Учитель года-92» М. М. Пурцеладзе и ее коллега Н. И. Веселова. А в становлении их, как педагогов, заслуга учителя-методиста И. Т. Тереховой. Благодаря ее поддержке и помощи они и достигли таких успехов.
И. А. Кондратенкова, тоже победитель конкурса «Учитель года-92», А. Г. Зорина — настоящие мастера трудового обучения. Скольким ученицам дали путевки в жизнь: научили видеть красоту труда, подготовили к семейной жизни. Их выпускницы будут хорошими хозяйками, станут современно одеваться. Словом, коллектив ССШ № 1, о лучших педагогах которого шла речь, на верном пути. Первого сентября дети и учителя пришли в хорошо подготовленную и отремонтированную школу. Это благодаря усилиям и. о. директора Н. Ф. Ивановой.
По творческому отношению к своему труду не отстают педагоги средней школы № 2. Не раз предоставляли возможность другим поучиться у них педагогическому мастерству на районных семинарах. Там талантливая молодежь, внедряют в практику психологическую науку, проводят анкетирование по самооценке. В школе два педагога-психолога Н. А. Чиркова и Л. А. Степанова, благодаря им действует психолого-педагогический семинар, проходят методические конференции. Заслуженное уважение в коллективе завоевали молодые учителя русского языка и литературы Т. В. Беляева и У. В. Пасевина. 0бе — творческие, инициативные, доброжелательные, чуткие, умеющие понять ребенка. Педагог с активной жизненной позицией – Н.Л. Фролова. Увлечены своей работой Т. Ю. Денисова, А. Н. Юракова. Своим детям они прививают уважение к людям, вежливость, дают хорошие знания. Старательная, терпеливая, обаятельная, обладающая чувством прекрасного Г. А. Занкина передает эти качества своим воспитанникам на уроках трудового обучения. В вечном строю ветеран труда А. В. Казимирова — педагог, влюбленный в Север, глубоко знающий свой предмет. Легко работается в этой школе молодым. Наставники Л. Д. Карманова, Г. П. Хамарханова и другие всегда готовы помочь.
Самый стабильный коллектив в Усть-Среднеканской школе. Очень ответственно относится к работе математик отличник просвещения Н. М. Семашко. Только в этом году пять ее выпускников выбрали политехнические вузы и поступили. Другой отличник просвещения В. С. Михайлова, руководитель методического объединения учителей начальных классов взялась за работу по развивающему обучению в первом классе. Новое берет на вооружение опытный методист, хотя и без званий, ответственный, ищущий педагог Г. М. Станкевич.
Всегда с удовольствием заходишь в просторную школу села Верхний Сеймчан. Небольшой, но дружный коллектив вырастил в своих рядах директора школы Л. А. Синицину, многих опытных учителей. Более 20 лет работает здесь заместитель директора Г. П. Резникова. Благодаря ее заботе и вниманию легко вливаются в коллектив молодые специалисты, такие как О. В. Медведева и другие. (Опыт работы по краеведению Г. П. Резниковой и ее коллеги из школы № 1 Н. С. Будко известен за пределами района). Хорошие знания дают учащимся математик этой школы Н. В. Орехва, филолог Р. П. Левчикова. Пожалуй, нет у нас другой такой, как эта «поющей» школы. И все благодаря учителю музыки Н. Н. Копыловой. Она всегда в поиске. Решила работать по новой программе: знакомить детей с русским народным творчеством.
Наряду с педагогами школ большое влияние на воспитание, физическое развитие ребят оказывают работники внешкольных учреждений — ДЮСШ и вновь организованного Центра внешкольного дополнительного образования. Здесь творчески работают педагоги-воспитатели. Среди них Н. Г. Сметанина, руководитель клуба «Старшеклассник». Ее воспитанники — участники смотров и конкурсов, их победители. И не случайно. Все сценарии агитбригады клуба «Старшеклассник» — это совместный творческий труд руководителя и ее питомцев. Энтузиасты своего дела, развивающие техническое творчество ребят, руководители кружков В. Н. Шолом и А. Н. Пасевин. Кружковцы — участники зональных и областных соревнований и конкурсов, неоднократные победители.
Легко работается начинающим руководителям кружков Е. И. Морошан, 3. Г. Кулинич рядом с опытными педагогами-наставниками Центра, такими как В. Е. Ковалевская, которая много лет занимается внешкольной работой с детьми.
Непросто было выстоять, не имея подходящих помещений, коллективу Сеймчанской ДЮСШ во главе с директором В. Р. Малининым. Но секции действуют. Наперекор всему число воспитанников увеличивается. Сейчас их 1200 человек. В школе перспективные тренеры-преподаватели В. А. Волков, Е. Н. Дмитриева, добросовестно трудится Е. Н. Ивакина, которая считает, что физическое совершенствование ребенка нужно начинать с детского сада. Усилиями совсем еще молодого тренера Д. Ю. Платова подготовлена учебная база в Усть-Среднеканском отделении ДЮСШ. Вместе со своими питомцами он принял участие в оборудовании экологически чистой зоны в селе. Вот такие, они, учителя и воспитатели, которые работают в школах, дошкольных и внешкольных учреждениях нашего района. От всей души хочется поздравить всех их с праздником, пожелать счастья, здоровья, творческих успехов, поисков и находок на педагогическом поприще. Школа, учитель являются сегодня главным оплотом общества, а гарантом обновления Отечества становится воспитание за ученической партой. Так сейте же разумное, доброе, вечное!
Любомира КЛЕЩИНА, начальник отдела образования.
Источник: Новая Колыма, от 3 октября 1992 года