Главная > СРЕДНЕКАНСКИЙ РАЙОН… > ИЗ ИСТОРИИ…

«Сеять разумное, доброе, вечное»

Об учителях Среднеканского района, 1992 год

Из  всех  профессий выбрал я одну.

Прекрасней есть ли что-нибудь на  свете,

Чем   детям   прививать   любовь к добру,

Чем быть за них всю жизнь свою в ответе...

Поистине не­сравненна жизненная значимость тру­да учителя. Его усилиями множится духовный потенциал общества, фор­мируется главный капитал страны - молодое поколение. Школа работает на завтрашний день, от нее зависит, какое будет это завтра.

В школах района трудятся 160 педагогов, кроме - того 44 — во вне­школьных учреждениях, 170 — в дошкольных. Среди них два заслу­женных учителя, 9 — имеют звания учителей-методистов, 10 — старших учителей, 4 — воспитателей-методис­тов дошкольных учреждений, 25 — отличники просвещения.

Известно, что формирование личности  начинается с детского сада. Их в районе 10, а воспитываются там 1047 детей. Система дошкольного вос­питания совершенствуется. Коллективы воспитателей получили право самостоятельно определять приоритет­ные направления. Так, ясли-сад № 6 стал центром эстетического развития дошкольников. Художественное воспи­тание является здесь фоном обще­воспитательной работы. Тут учат де­тей красоте. Особенно успешно нахо­дят новые формы работы с детьми воспитатели В. В. Борунова, Н. А. Дербенева, В. А. Кравченко. В дет­ском саду есть студия изобразитель­ного творчества, руководимая талант­ливым педагогом С. Е. Подлесовской.

Главное в ее работе — увидеть инди­видуальность ребенка, обогатить его творческое воображение.

В яслях-саду № 8 успешно дейст­вует кружок художественно-ручного труда «Радость» (руководители С. А. Ворсина и Е. И. Колотова). Дети по­сещают его с большим желанием.

Поиск, инициатива, активность — вот те качества, которые отличают коллектив яслей-сада № 7. Здесь проводят углубленную работу по укреп­лению здоровья ребенка. Открыта са­наторная группа для детей от полу­тора до трех лет. Широко применя­ются лечебно-профилактические про­цедуры: ингаляции, массаж, витами­нотерапия, кислородные коктейли. Много тепла отдает малышам воспи­татель 3. П. Коробова. Ее материн­ское отношение помогает им быстрее адаптироваться в детском саду.

Мастерами дошкольного воспитания можно назвать Р. И. Мальцеву (ясли-сад № 7), Г. О. Гришкову и Н. В. Донейко (№ 1), С. И. Маркову и Г. А. Валько (№ 2), Л. В. Пажельцеву, О. А. Вергун, Г. И. Федорову (№ 6), Т. Е. Трапезникову и Т. И. Пономарчук (№ 8), Н. И. Воронину (с. Верх­ний Сеймчан), музруководителей Л. Г. Разноцветову, Н. М. Большунову, методистов 3. Д. Коробейникову и В. И, Ляхову, заведующих Л. И. Зубкову, С. И. Борзунову, Р. А. По­лякову и других. Всех их отличают высокий профессионализм, доброже­лательность, скромность, чувство так­та.

Добрыми помощниками воспитате­лей стали Н. В. Попова и Г. И. Ро­манова (№ 8), Г. А. Червненко (№ 1), И. С. Панкратова (№ 6), Е. М. Зайнулина (№ 3), Е. В. Овчаренко и Н. Н. Кокоулина (№ 7).

Немногим меньше двух лет на­зад отметила свое шестидесятилетие самая первая в районе Сеймчанская средняя школа № 1. За долгие годы работы накоплен бесценный опыт. По методической работе она является опорной. В ней много учителей - методистов, старших учителей, отлични­ков народного просвещения, творче­ски работающих педагогов, применя­ющих новинки. Под руководством за­служенного учителя-методиста А. С. Пивкиной выросли многие молодые специалисты. Среди них Т. Н. Старостенко, И. М. Волкова.

В этой школе славная традиция— выбирать профессию учителя и воз­вращаться сюда в новом качестве. Вот и нынче начала работу бывшая вы­пускница Е. Н. Гореванова. Работает под опекой опытного педагога Л. Н. Бурзайкиной.

Около 30 лет прививает на своих уроках любовь к родному краю от­личник народного просвещения вете­ран труда Е. Б. Чернецова. Благодаря навыкам культуры поведения «ее» де­ти — самые вежливые и аккуратные среди младшеклассников.

Стабильно занимается с детьми углубленным научением математики Л. Л. Евгеньева. Прошлогодний математический выпуск показал глубо­кие и прочные знания. Любовь Лео­нидовна с 1967 года работает в шко­ле. Скольким ребятам дала прочные знания, сколько ее выпускников по­ступили в политехнические вузы — сказать трудно. Ребята на всю жизнь запомнят этого строгого умного и жизнерадостного педагога, обладающего необыкновенным чувством юмо­ра. Бессменный руководитель секции учителей математики и профсоюзный лидер — на всех постах она на сво­ем месте.

Первыми в районе начали препо­давание английского языка в началь­ной школе и продолжают углубленное изучение этого предмета с ребятами победитель конкурса «Учитель года-92» М. М. Пурцеладзе и ее колле­га Н. И. Веселова. А в становлении их, как педагогов, заслуга учителя-методиста И. Т. Тереховой. Благодаря ее поддержке и помощи они и достиг­ли таких успехов.

И. А. Кондратенкова, тоже побе­дитель конкурса «Учитель года-92», А. Г. Зорина — настоящие мастера трудового обучения. Скольким учени­цам дали путевки в жизнь: научили видеть красоту труда, подготовили к семейной жизни. Их выпускницы бу­дут хорошими хозяйками, станут со­временно одеваться. Словом, коллек­тив ССШ № 1, о лучших педагогах которого шла речь, на верном пути. Первого сентября дети и учителя при­шли в хорошо подготовленную и от­ремонтированную школу. Это благо­даря усилиям и. о. директора Н. Ф. Ивановой.

По творческому отношению к сво­ему труду не отстают педагоги сред­ней школы № 2. Не раз предоставля­ли возможность другим поучиться у них педагогическому мастерству на районных семинарах. Там талантли­вая молодежь, внедряют в практику психологическую науку, проводят ан­кетирование по самооценке. В школе два педагога-психолога Н. А. Чирко­ва и Л. А. Степанова, благодаря им действует психолого-педагогический семинар, проходят методические кон­ференции. Заслуженное уважение в коллективе завоевали молодые учите­ля русского языка и литературы Т. В. Беляева и У. В. Пасевина. 0бе — творческие, инициативные, доброже­лательные, чуткие, умеющие понять ребенка. Педагог с активной жизненной позицией – Н.Л. Фролова. Ув­лечены своей работой Т. Ю. Дени­сова, А. Н. Юракова. Своим детям они прививают уважение к людям, вежливость, дают хорошие знания. Старательная, терпеливая, обая­тельная, обладающая чувством пре­красного Г. А. Занкина передает эти качества своим воспитанникам на уроках трудового обучения. В вечном строю ветеран труда А. В. Казимирова — педагог, влюбленный в Север, глубоко знающий свой предмет. Легко работается в этой школе молодым. Наставники Л. Д. Карманова, Г. П. Хамарханова и другие всегда готовы помочь.

Самый стабильный коллектив в Усть-Среднеканской школе. Очень от­ветственно относится к работе математик отличник просвещения Н. М. Семашко. Только в этом году пять ее выпускников выбрали политехниче­ские вузы и поступили. Другой от­личник просвещения В. С. Михайлова, руководитель методического объеди­нения учителей начальных классов взялась за работу по развивающему обучению в первом классе. Новое бе­рет на вооружение опытный методист, хотя и без званий, ответственный, ищущий педагог Г. М. Станкевич.

Всегда с удовольствием заходишь в просторную школу села Верхний Сеймчан. Небольшой, но дружный коллектив вырастил в своих рядах ди­ректора школы Л. А. Синицину, мно­гих опытных учителей. Более 20 лет работает здесь заместитель дирек­тора Г. П. Резникова. Благодаря ее заботе и вниманию легко вливаются в коллектив молодые специалисты, такие как О. В. Медведева и другие. (Опыт работы по краеведению Г. П. Резниковой и ее коллеги из школы № 1 Н. С. Будко известен за предела­ми района). Хорошие знания дают учащимся математик этой школы Н. В. Орехва, филолог Р. П. Левчикова. Пожалуй, нет у нас другой такой, как эта «поющей» школы. И все бла­годаря учителю музыки Н. Н. Копыловой. Она всегда в поиске. Решила работать по новой программе: зна­комить детей с русским народным творчеством.

Наряду с педагогами школ боль­шое влияние на воспитание, физичес­кое развитие ребят оказывают работники внешкольных учреждений — ДЮСШ и вновь организованного Центра внешкольного дополнительно­го образования. Здесь творчески ра­ботают педагоги-воспитатели. Среди них Н. Г. Сметанина, руководитель клуба «Старшеклассник». Ее воспи­танники — участники смотров и кон­курсов, их победители. И не случай­но. Все сценарии агитбригады клуба «Старшеклассник» — это совмест­ный творческий труд руководителя и ее питомцев. Энтузиасты своего дела, развивающие техническое творчество ребят, руководители кружков В. Н. Шолом и А. Н. Пасевин. Кружковцы — участники зональных и областных соревнований и конкурсов, неоднокра­тные победители.

Легко работается начинающим ру­ководителям кружков Е. И. Морошан, 3. Г. Кулинич рядом с опытными педагогами-наставниками Центра, таки­ми как В. Е. Ковалевская, которая много лет занимается внешкольной работой с детьми.

Непросто было выстоять, не имея подходящих помещений, коллективу Сеймчанской ДЮСШ во главе с директором В. Р. Малининым. Но сек­ции действуют. Наперекор всему чис­ло воспитанников увеличивается. Сей­час их 1200 человек. В школе пер­спективные тренеры-преподаватели В. А. Волков, Е. Н. Дмитриева, добросовестно трудится Е. Н. Ивакина, которая считает, что физическое со­вершенствование ребенка нужно на­чинать с детского сада. Усилиями совсем еще молодого тренера Д. Ю. Платова подготовлена учебная ба­за в Усть-Среднеканском отделении ДЮСШ. Вместе со своими питомца­ми он принял участие в оборудова­нии экологически чистой зоны в селе. Вот такие, они, учителя и воспи­татели, которые работают в школах, дошкольных и внешкольных учреж­дениях нашего района. От всей души хочется поздравить всех их с праздником, пожелать счастья, здоровья, творческих успехов, поисков и нахо­док на педагогическом поприще. Шко­ла, учитель являются сегодня глав­ным оплотом общества, а гарантом обновления Отечества становится во­спитание за ученической партой. Так сейте же разумное, доброе, вечное!

Любомира КЛЕЩИНА, начальник отдела образования.

Источник: Новая Колыма, от 3 октября 1992 года