К ПОЛЕТАМ ГОДЕН
Из глубин памяти.
Проходят дни, недели... Летчик Тюрин надеется, ждет ответа. А у нас еще ни малейшей зацепки. Архивы госпиталя, где он проходил лечение, давно уничтожены. Врачей тех лет никто не помнит. Удастся ли их разыскать? А если и удастся, вспомнят ли они одного из сотен своих подопечных? Ведь сорок лет прошло. В каких глубинах памяти надо покопаться, чтобы извлечь из нее хотя бы намек на события давно минувших дней! И вновь уходят запросы. В архивы и адресные столы, к ветеранам и следопытам. В Москву и Ригу, Минск и Орел, Алма-Ату и Ашхабад, Днепродзержинск и Днепропетровск, всех и не перечислишь.
И вот у меня в руках - документ, первая ласточка нового поиска. Это летная характеристика на пилота четвертого перегоночного полка 1-й Краснознаменной перегоночной авиадивизии Петра Ивановича Тюрина. Скупая, по-военному лаконичная, но уже на многое проливающая свет.
«На трассу прибыл в августе 1942 года. За время пребывания на ней перегнал 223 самолета. Налетал 1533 часа. Как летчик, подготовлен отлично. Слепая подготовка отличная. Может летать в сложных метеоусловиях. В 1942 году потерпел аварию на аэродроме Уэлькаль в сложных метеоусловиях (туман). После аварии налетал 1398 часов, из них на истребителях 900 часов. Летает отлично, жалоб на усталость в длительных перелетах не наблюдалось. Пилотаж в зоне на самолете Р-63 (Кингкобра) выполняет отлично. В строю (летном) ходит отлично. Всего с момента окончания школы налетал 2695 часов, слепого полета 239 часов, ночью 91 час. Летает на самолетах У-2, Ут-2, Ут-1, Р-5, СБ, Р-6, И-153, И-16, Як-1, ЛаГГ-3, Р-39, Р-40, Р-63, Си-47, АТ-6. Состояние здоровья хорошее, физически развит хорошо. По своим летным качествам может быть использован в истребительной авиации ВВС Красной Армии. Командир эскадрильи полковник Зорин. 19.10.45 года. Добавление: тов. Тюрина целесообразно использовать в бомбардировочной авиации, как имеющего большой опыт в продолжительных (до 5 и более часов) полетах в сложных метеоусловиях. Летает отлично. Дисциплина отличная. Здоровье хорошее. Командир 1-й Краснознаменной перегоночной авиадивизии генерал-майор авиации Мельников».
Итак, пока все сходилось. Был Тюрин на трассе. Потерпел аварию. Вот только почему в документе она датирована 1942 годом, а в письме Тюрина 1943-м? Описка? Возможно. И тут приходит новое письмо от Петра Ивановича, уже в ответ на наше.
«Чкаловское летное военное училище я окончил в 1940 году. Закончил отлично, и нас, шестерых младших лейтенантов, направили инструкторами в Краснодарскую школу пилотов. Работал там по 1942 год, выпустил две группы уч-летов. Дел было много. С утра и до вечера - полеты. Усталости нет, есть одно удовлетворение: я - летчик, летаю и учу, как когда-то учили меня. Мой УТ-2 не знает покоя. Мотор, перегретый режимами, шипит как змей. Но садится очередной курсант — и вновь машина безотказно тянет нас в синее-синее южное небо, к солнцу. Бочка, петля, иммельман, ранверсман - фигуры высшего пилотажа следуют одна за другой. Глаза курсанта блестят от удовольствия. Показываю ему большой палец: отлично! Идем на посадку. Рядом в зоне отрабатывают пилотаж другие. А немного в стороне идут парашютные прыжки с У-2.
Это безоблачное время кончилось неожиданно. Услышали из динамика голос Молотова: «Война!». Все посуровели. Тут уже не до южного неба. Бегу к командиру звена лейтенанту Шатунову, подаю рапорт. Прошусь на фронт. Ответа нет долго. Только в августе 1942-го вызывают в штаб и получаю приказ убыть из школы. Куда? Неизвестно. Пока в Москву. Из Москвы направили в город Иваново (именно там, по сообщению заслуженного полярного летчика И. П. Мазурука, формировались полки перегоночной авиадивизии.
Я попал, продолжает Тюрин, в прибывший с фронта полк истребителей, где командиром был полковник Васин. Здесь мы прошли обучение на Р-39 «Аэрокобра». Учеба закончилась быстро, и мы всем полком на самолетах ЛИ - 2 отправились на Север. Так я оказался в перегоночной авиадивизии.
Звезда над вершиной.
«Извините, что не смог сразу ответить. Болезнь приковала к постели. Сейчас немного легче, решил продолжить вам писать.
Наш полк прибыл на трассу первым. И первые полеты по всей трассе выполняли также мы. Прибыли в город Фербенкс в Канаде. Здесь получили самолеты Р-40 «Китти - хаук». Пришлось изучать, ведь учились-то на Р-39. Поражала и взлетная полоса - очень маленькая. Мы с таких еще не взлетали. Трудности преодолели, и началась работа, полная опасности, требующая напряжения всех нервов, силы воли и, если хотите, мужества.
По дороге на трассу получил весточку от своего бывшего командира звена лейтенанта Шатунова. Тот сообщал, что на меня послали наградной лист — представили к ордену «Знак Почета», Орден не получил и до сих пор. Видно, затерялся лист в штабе округа, в Ростове, который к тому времени заняли немцы.
Первый полет был тяжел. Трасса неизвестна. Под крылом — тундра горы, тайга. Радиосвязи «воздух—земля» не было. Не было на сотни километров вокруг и людского жилья. При заходе на посадку в Сеймчане мешала близость гор. Так и казалось, что при развороте врежешься — мало было пространства для скоростного истребителя, Но вскоре опасения прошли, и прилетали мы в Сеймчан как к себе домой.
Совершил пятнадцать перегонок. И вот в конце февраля 1943 года вновь вылетели из Фербенкса. Каждая эскадрилья, а их было три, взлетала вскоре после другой. Собииралась -в воздухе, " строилась «клином» за лидером и ложилась на курс.
Перед вылетом, взяв метеосводку, мы узнали: мороз, ветер, снежные заряды, туман на трассе и в местах посадки - Номе и Уэлькале. При подходе к последнему нам сообщают по рации, что аэродром принять не может, с моря идет туман. Летчики всех эскадрилий сразу смотрят на бензиномеры. В баках — ерунда, с десяток галлонов топлива.
Что делать? Запасных аэродромов нет. Возвращаться в Ном далеко, почти 700 километров через Берингово море. Выход один: увеличить до предела обороты и успеть сесть до полного закрытия полосы туманом. Вот и аэродром. Эскадрилья перестраивается для посадки. Приземляется одна машина, другая. А под утро уже все три группы, в воздухе становится тесно. Встав «на круг» и вися друг у друга «на хвосте», по - очереди скрываемся внизу, в белой пелене тумана.
Моя «Кобра» кружит над аэродромом. Чувствую - усилие на ручке управления увеличилось. В чем дело? Внизу раздается взрыв. Звука не слышно, но огонь и дым пробивают туман. Слышу в наушниках: «Разбился лейтенант Пурим». Бросаю взгляд на скоростемер. 250 миль в час, по-нашему что-то около 450 – 460 километров. В этот момент передо мной из тумана возникает вершина горы. Она несется на меня со страшной быстротой. Рву ручку на себя. Уйти! Уйти на петлю, а там полубочкой увернуться от беды. Но ручка не идет, не движется. Обеими руками рву на себя, тяну, почти ломаю - ни с места.И...
Удар почувствовал всем телом. Что-то рвалось. Яркий свет вспыхнул в голове, и я провалился в темноту, увидев яркую, ослепительно яркую звезду, стоявшую над горной вершиной.
Допущен без ограничений.
...Боль, резкая, мучительная, разливалась по телу. Шла она отовсюду. Голова раскалывалась, грудь как железом жгло, мои ноги будто кто-то положил в костер. Сознание мутное, как тот туман. Где я?
Пытаюсь открыть глаза - темнота не отступает. Откуда-то слышу совершенно дикий крик человека. Сознание мгновенно обрывается.
...Очнулся в небольшой комнатке. Тускло горит свеча. Рядом - опять страшные крики. Смутно вижу постель и вокруг нее - людей в белом.
...Снова очнулся. В голове что-то сильно болит. Открываю глаза и вижу окно, в котором сияет большая яркая звезда. «Звезда, звезда...» -повторяю про себя, и тут вспоминается последний полет и другая звезда.
Утром узнаю, что лежу в госпитале, в поселке Сеймчан, на реке Колыме. Врачи говорят, что много травм. Выше правого глаза пробита голова, перелом обеих ног, ключицы, ушиб печени и много других болячек и ранений.
Рядом со мной лежит штурман капитан Косогоров, разбившийся на «Бостоне». Его тело представляет собой сплошное месиво костей и мяса. Это он кричал.
Боль его настолько невыносима, что Косогоров все время просит его пристрелить.
Разговаривать у меня получается плохо: язык не слушается. С глазами — странные явления: все видится как-то раздвоенно, контур накладывается на контур. Если переводить взгляд с места на место - отзывается мучительной болью где-то в затылке и спереди под черепной коробкой.
Моим врачом был Зверев. Помню его слова про меня: «У этого парня чертовски
крепкий организм. Ему нужно время. Все должно встать на свое место. Он будет жить». Еще помню женщину-врача. Звали Ревеккой Григорьевной, фамилии не помню.
В Сеймчане я пролежал два месяца, затем направили в Якутск. Организм победил. Я стал ходить на костылях. Решил: раз пошел — значит, буду летать! Выписали, все еще на костылях. Но я — истребитель! Небо — мой дом, не могу без него. Пошел к командиру дивизии Илье Павловичу Мазуруку. Тот меня понял и заступился. 20 августа 1943 года я - в кабине истребителя. Мои руки снова держат штурвал, взгляд ласкает приборы, нос втягивает родной запах бензина, а за плечи, кажется, крепко и дружески поддерживают лямки парашюта...
Подвиг подтверждаю.
Итак, два очевидца-врача. И, возможно, третий Мазурук — вспомнит, как было дело. Но где искать врачей? Выход один обратиться к старожилам Сеймчана.
Узнаю: был Василий Михайлович Зверев, но он умер в 1952 году. Остается неизвестная Ревекка Григорьевна. И вот - еще одна удача! Листая старые подшивки газеты «Металл-Родине», что издавались тогда в Сеймчане, натыкаюсь на заметку «Врач Рубина». В ней говорится о
первом начальнике Сеймчанской больницы Рубиной Ревекке Григорьевне! Она?!
Естественно, что домашнего адреса в статье нет. Но - прежде, чем к нам приехать, указывалось там, Рубина закончила Днепропетровский медицинский институт. Это уже путеводная нить. Направляю запрос туда.,. Архив института не сохранился.
Нахожу еще одного бывшего сеймчанца — ныне москвича Степана Ивановича Авилова.
И - получаю алматинский адрес Рубиной! И вот она отвечает:
«Сеймчанская больница - мое первое детище, где оставлена часть сердца, Пришлось быть не только врачом, но и строителем, За восемь лет, что была у вас, через
больницу прошло много людей, которым мы вернули жизнь. Многих раненых летчиков хорошо помню. Лежал у нас штурман Леонид Иванович Косогоров (сосед Тюрина
по палате! —- Ш, М.), Его мы буквально вырывали из рук смерти. Очень смутно помню,
что после аварии с контузией мозга лежап больной, у него было и осложнение со зрением, в связи с чем его отправили в Якутск. Но фамилии не помню...» Опять осечка! Но уже кое - что!
Нет смысла рассказывать подробно о длительном поиске, переписке по розыску очевидцев аварии, товарищей П. И, Тюрина и т. д. Ограничусь тем, что нашлось немало людей, вспомнивших героя и подтвердивших правдивость его рассказа.
Нашлась и медицинская книжка героя. Его высокие заслуги перед Родиной подтверждены архивными документами. Тринадцать боевых наград у Петра Ивановича. Среди них ордена Великой Отечественной войны 1-й степени, Боевого Красного Знамени, Красной Звезды и другие.
В судьбу инвалида Великой Отечественной активно вмешался и депутат Верховного
Совета СССР И. П. Мазурук, Уточнив дату аварии - 28февраля 1943 года — он официально сообщил врачебной комиссии: «При перегонке очередного боевого самолета из США в СССР летчик Тюрин Петр Иванович потерпел тяжелую аварию при посадке в тумане на аэродроме Уэлькаль (Чукотка). Самолет «Аэрокобра» был разбит, летчик Тюрин П. И. основательно покалечен. В аварийном материале значится: ранение головы, перелом обеих ног, контузия и другие множественные ранения (документы прилагаются)...».
Наладилась судьба инвалида и ветерана Великой Отечественной войны П. И. Тюрина. «Я
верю, что меня помнят!» - писал он. Да, помнят, И чтут. Как многих и многих других воинов, павших и живых. Тех, кто не щадил себя для Победы, чтоб мирное небо было над нашими головами. Никто не забыт! Ничто не забыто!
В.А.МАТВЕЕВ
Работник Сеймчанского авиапредприятия.
Газета «Новая Колыма» 20 ноября 1982 года