Найти и не сдаваться
Любовь к Отечеству. В этом святом чувстве слились воедино и поклонение подвигам советского народа, его идеалам, и готовность каждого в любую минуту отдать жизнь за свою Родину.
Из чего вырастает эта любовь? Прежде всего из доброй памяти народа, из его революционны боевых и трудовых традиций. «Воспитать страстных борцов за коммунизм - это значит добиться того, чтобы юные граждане прикасались своими сердцами к горячему биению сердец Ивана Сусанина и Сергея Лазо, Феликса Дзержинского и Николая Гастелло, Дмитрия Карбышева и Александра Матросова, чтобы горячие страницы истории зажигали юные души, пробуждали стремление к героическому подвигу, учили жить», - говорил В. А. Сухомлинский.
Вот это «прикосновение сердец» к горячему биению жизни, к славному Подвигу народа в годы Великой Отечественной войны и пробуждает в ребятах коллектив Сеймчанской средней школы. Для поколений, не знавших войны, каждый камень на священной земле, где сражались герои, каждый предмет, напоминающий об их славной жизни и борьбе, приобретает символическое значение. Все это воспитывает любовь к Родине, политой кровью отцов и братьев, ответственность за ее судьбу. Вот почему учителя северного края, узнав о подвиге летчиков Первой перегоночной Краснознаменной авиадивизии, выполнивших важное задание партии и правительства, заинтересовались ими.
Вести поиск героев было поручено красным следопытам. (Штаб красных следопытов работает в нашей школе уже пятый год). А началось все с разговора со старожилом нашего поселка Степаном Захаровичем Пчелинцевым. Как-то рассказывая ребятам о строительстве аэропорта Сеймчан, он упомянул, что на поселковом кладбище похоронено несколько летчиков, погибших при перегонке самолетов. Вместе с ним ребята и начали поиск.
С. 3. Пчелинцев хорошо помнил, что в одной из могил похоронено три летчика. По старым, плохо видным табличкам, нам все-таки удалось прочесть две фамилии: капитан Иван Сергеевич Федотов и младший воентехник Матвей Матвеевич Трошин. Фотографии погибших не сохранились, а третьей таблички даже не удалось найти.
Степан Захарович рассказывал, а от его слов у ребят загорались глаза, появилось огромное желание самим подробнее узнать об этих людях, делах их дивизии, выяснить фамилию третьего летчика. Помню, как на кладбище они осматривали каждый клочок земли в надежде отыскать хоть что-то, каким-то образом относящееся к этим героям.
Так и началось, потянулась ниточка поиска. Прежде всего она привела нас к работнице комбината коммунальных предприятий Елене Ивановне Шкурко, которая, как оказалось позже, работала радисткой в порту в те годы и хорошо знала летчика Алексея Николаевича Терентьева и его жену Нонну Григорьевну (она тоже работала в порту радисткой). С ее помощью были отысканы еще три могилы других летчиков Алексея Николаевича Терентьева, Франца Игнатьевича Биоха и Константина Григорьевича Терещенко.
Бывший районный комиссар В. Д. Клименко посоветовал ребятам написать письмо в архив Министерства Вооруженных Сил СССР, в Красноярское и Якутское управления Гражданской авиации. Школьникам очень хотелось узнать, кто были эти летчики, как они жили, где сейчас находятся их родные.
В разговоре с ребятами Н. И. Шкурко сказала, что отец Терентьева работал в Подольске на заводе швейных машин. Написали и туда.
Ответов долго не было. Но вот в начале 1972 года в школу пришло первое письмо. Ответили из Архива Министерства Обороны СССР. В нем сообщалось, что наше письмо направлено для рассмотрения в Центральный Архив Министерства Гражданской авиации. У ребят появилась первая надежда.
А затем - письмо из Архива Министерства Гражданской авиации СССР: А. Н. Терентьев, старший сержант, летчик третьего Перегоночного авиаполка, командир звена истребителей, 1917 года рождения, уроженец Горьковской области, г. Кулебаки, русский, член ВКП(б) с 1939 года, в Красной Армии с 1936 года, окончил вторую Высшую военную школу в Подольске в 1936 году; М. М. Трошин, бортовой техник, младший воентехник четвертой эскадрильи технического состава третьего ПАП, - написали нам.
В конце письма - приписка: «Желаем вам, дорогие ребята, успехов в вашем поиске». Это письмо звало ребят к действиям. А сколько было радости и восторга!
Вскоре пришли ответы из отдела кадров Подольского механического завода им. М. И. Калинина. Нам сообщили адрес отца летчика Терентьева.
После пришел ответ и от жены Терентьева, Нонны Григорьевны, проживающей в Севастополе. Вот что она написала:
«Дорогие девочки и мальчики. Я была очень тронута вашим вниманием и не нахожу слов благодарности вам, дорогие мои ребята. Мой муж так далеко от нас похоронен, что возможности навестить его могилу все эти годы не было, да и вряд ли когда-нибудь она будет. И часто-часто я думала о том, что он там одинок, вряд ли бы я сама отыскала его могилу. Как вам удалось это сделать? Сохранилась ли ограда и памятник с надписью, там же был и его портрет. Кто вам подсказал? Очень прошу, напишите об этом подробно. Очень рада, что вас интересует, каким он был. Прежде всего, он очень любил свою профессию, всегда говорил - буду как Чкалов. Он очень ждал окончания войны, хотел учиться. Он был очень добрым к людям, с большим желанием делал все для них. Любил своих родителей и хотел воспитать сына. Но, к сожалению, жизнь его оборвалась незадолго до его рождения...».
Слова Нонны Григорьевны что-то изменили в наших ребятах. В их глазах не просто интерес, но и ответственность за начатое дело. Переписку с женой Терентьева мы поддерживаем и по сей день.
На письма ребят не всегда приходили ответы. Но уверенность в том, что они взялись за очень важное, нужное всем дело, вселяла надежду, учила быть терпеливыми и настойчивыми.
Как-то в беседе с военруком школы на заседании штаба красных следопытов выяснилось, что его хороший знакомый В. К. Берехтин в годы войны работал н штабе интересующей нас дивизии. Написали и ему.
И вот долгожданное письмо от В.К. Берехтина, майора запаса. Оно пришло перед 9 мая 1972 года и было зачитано на общешкольной линейке. Вот только отдельные его строки:
«Здравствуйте, красные следопыты. Извините за задержку. Не так-то просто оказалось вспомнить все пережитое в Нижнем Сеймчане в 1941 году. Советский народ в кровопролитных боях отстаивал свою Родину, завоевания Октября. Правительства США и Англии, обязанные выполнить свой союзнический долг, не спешили с открытием боевых действий против фашистской Германии. Вместо этого они предложили советскому народу помощь в виде поставок боевых самолетов. Наши предприятия и заводы в это время находились «на колесах» - эвакуировались вглубь страны.
Но как доставить самолеты из Америки? Через незамерзающий порт Мурманск? Но в Северном море пиратствуют фашистские подлодки; кораблям и самолетам также труден путь доставки и через южные границы. И тогда приходит решение об использовании возможностей Севера. Решение практических задач по доставке самолетов северным путем: Уэлькаль-Нижний Сеймчан - Якутск - Красноярск поручается известному полярному летчику И. П. Мазуруку.
...Осенью 1942 года трасса была готова, и прибывший личный состав первой перегоночной авиационной дивизии приступил к выполнению задания партии и правительства по обеспечению фронтов самолетами-истребителями, бомбардировщиками и транспортными.
...Каждый летчик дивизии, совершая опаснейшие перелеты по трассе над необозримой тайгой, горами, в сложных метеорологических условиях Севера проявлял храбрость, умение, выдержку и находчивость. Так, летчики, размещавшиеся в Нижнем Сеймчане, в летнее время успевали дважды в день слетать в Якутск. Отдыхали, как правило, во время обратного полета на транспортном самолете. Учитывая, что каждый перелет от Сеймчана до Якутска длился более часа, и что техника не была такой совершенной, как в настоящее время, работа эта утомительна и опасна.
Много труда, находчивости и смекалки при подготовке машин к полетам проявили техники. Были, например, моменты, когда не выдерживала даже резина, из которой делались некоторые детали самолетов, ломалась от морозов. А люди работали. . .
За образцовое выполнение задания Советского правительства значительная часть личного состава дивизии была награждена орденами и медалями, а дивизии орденом Красного Знамени. К сожалению, не обошлось и без жертв, но они были значительно меньше тех, что прочили иностранные специалисты».
Через Советский комитет ветеранов войны ребята узнали адрес Ильи Павловича Мазурука и написали ему письмо. Но ответа на него не получили. Но зато нам написал Иван Яковлевич Прянишников, бывший начальник штаба дивизии.
В августе 1972 года пришло еще одно письмо из Москвы, нам сообщили данные еще трех летчиков: Франца Игнатьевича Биоха, Константина Григорьевича Терещенко и Ивана Сергеевича Федотова.
Трудно передать, как радовались ребята каждому письму, каждой небольшой весточке о «наших летчиках», как они их называли. Почти каждый день спрашивали друг у друга, нет ли новых вестей? А с каким вниманием, в какой тишине прочитывалось очередное письмо. Читали по очереди, по нескольку раз перечитывая отдельные строки и слова.
Итак, мы уже имели сведения о пяти погибших летчиках третьего перегоночного авиаполка, похороненных в Сеймчане.
В работе штаба красных следопытов начался новый этап — поиск родственников погибших. Писали по их адресам, в областные и районные газеты, в школы, на имя красных следопытов, не прекращая розыск шестого, неизвестного летчика. Этот поиск и переписка продолжались в течение года.
27 марта 1973 года из архива ГВФ пришел ответ: «В документальных материалах Центрального архива МГА имеются следующие сведения о погибших 27 мая 1943 года героях третьего перегоночного авиаполка и перечислялись биографические данные И. С. Федотова, М. М. Трошина, М. И. Артюхова.
С.З. Пчелинцев рассказал ребятам историю гибели этого экипажа. При взлете самолету не хватило разбега, и были помяты лопасти винта. Быстро отремонтировав поломку, экипаж снова пошел на взлет, но в воздухе, в зоне видимости нашего аэродрома, самолет разломился на две части.
Очевидицей гибели летчика А. И. Терентьева была Елена Ивановна Шкурко. При снижении его самолет загорелся.
Ведя поиск родственников и однополчан погибших, наш штаб обращался с письмами на центральное телевидение и радиовещание, в редакции газет «Красная звезда», «Правда», «Пионерская правда». Много добрых слов пришло ребятам из редакции «Пионерской зорьки». Следопытам желали настойчивости и целеустремленности: «Не унывайте при первых неудачах. Помните, они явление временное и непостоянное. Не забывайте, что удача любит только настойчивых».
И вот в 1975 году нам удалось завести переписку с летчиком интересовавшей нас дивизии Павлом Родионовичем Папановым. Нужно сказать, что прошлый год был для нас самым удачным.
Павел Родионович живет в Майкопе Краснодарского края. Он писал: «Спасибо вам, ребята, за то, что не забываете ратных подвигов своих соотечественников, отцов и дедов, братьев и сестер, которые осваивали суровые места Магаданской области, давали фронту грозное оружие — боевые самолеты. Климатические и метеорологические условия Севера и именно вашего района для авиации тех времен были сложны и коварны. Поэтому каждый малый и большой перелет можно было считать подвигом».
Сам П. Р. Папанов закончил Батайскую школу ГВФ в 1937 году, а во время войны был военным летчиком. Служа в перегоночном полку, находился долгое время на Аляске. Над Аляской и Беринговым морем он налетал около тысячи часов, а всего - около семи тысяч часов.
В журнале «Гражданская авиация» (№ 2, 1975 г.) мы прочитали рассказ-быль Ю. Остапенко, редактора многотиражной якутской газеты «Северная трасса», в котором он рассказал о подвиге В. Харченко. Этот рассказ настолько близко познакомил с подвигом летчиков перегоночной дивизии, что ребята пока его читали, мысленно переносились в белое безмолвие, туда, где был Василий Харченко. Мысленно они прошли вместе с ним те сорок километров и были уверены, что дойдет майор Василий Харченко до озера и вернется снова в строй.
В предисловии к рассказу говорилось, что историю о пилоте В. Харченко автору рассказали якутские летчики-ветераны, перегонявшие в годы войны самолеты из Америки. Ребята написали в редакцию Ю. А. Остапенко. Он то и сообщил нам адреса пяти летчиков дивизии, в настоящее время проживающих в Якутске. Это В. И. Кузьмин, командир Якутского авиапредприятия, Г. А. Парфенов, авиатехник, В. М. Сладков, командир подразделения, Ю. П. Яковлев, командир самолета Ан-12, Ф. М. Козин.
Г. Захарова,
завуч Сеймчанской средней школы.
Новая Колыма. 1976. 8, 15 апреля