«Время, вперед!»
Новая Колыма 1973 год, 7 ноября.
Я часто размышляю над истоками человеческой жажды жизни. Откуда берется у людей неукротимое желание трудиться? Что за сила заставляет их отправляться в дорогу на край света, в степи и горы, никем неизведанные? Чем объяснить, что не в силах воспрепятствовать им в этом стремлении ни огнедышащие пески, ни лютость 60-ти градусных морозов?
Есть на Колыме перевал, отмеченный многие годы скромным обелиском. Память людей — великая честь. А похоронен там связист Макеев, один из первопроходцев этой суровой земли. Он погиб как солдат - на посту. Его товарищи пошли дальше, не взирая на холод и голод. Продуктов было мало. Запасов их не хватало даже местному населению. Где уж было прокормить пришедших со стороны.
Кстати, выразился я неточно. Люди эти пришли не со стороны. Их прислала сюда молодая Советская власть. И большинству из них памятником стали нынешние города и поселки, школы и горные комбинаты, дороги, мосты.
Одним из таких светлых памятников труду, вложенному в суровую землю, является для меня - первого учителя наших мест - средняя школа. 1200 ребят учатся сегодня в Сеймчанской средней школе.
Сквозь первые школьные окна нельзя было выглянуть на улицу. Стекла их мы с ребятами и энтузиастами просвещения делали изо льда. Но этот слабый свет лег на первые буквы алфавита, написанные детьми якутов, эвенов, юкагиров. Его оказалось достаточно для того, чтобы жажда света, жажда знаний победила тьму нищеты и бескультурья.
Мне, старожилу этих мест, легче, чем молодому поколению сеймчанцев, сравнить день вчерашний и сегодняшний. Иногда кажется, что нечего сравнивать. Начиналось все, как говорят строители, с нуля. И все же это не так. С чего-то все-таки начиналось. В первую очередь, с людей.
В 30-е годы, когда я впервые попал сюда, поселка, как такового, не было. Долину устья Сеймчанки заселяли несколько семей якутов - до двух десятков юрт. Три— пять, а порой и десятки километров отделяли одну усадьбу от другой. Вот и весь поселок. По Коркодону, Сугою и ниже кочевали юкагиры, в горах со стадами -эвены. Но уже первый районный съезд Советов, который прошел в 1931 году, постановил: дети должны учиться, разрозненные хозяйства должны объединяться в товарищества, надо строить дороги, искать и добывать золото. То есть, в основе постановления лежал призыв ленинской партии - строить новую жизнь. Немедля, не раскачиваясь. И племя ленинских идей растопило лед недоверия и разрозненности, дружба, скрепленная совместным трудом, стала благодатной почвой для всходов новой жизни.
Новая жизнь – это колхозы. Очень скоро поняло это местное население. Один за другим возникали коллективные хозяйства: «Искра», «Светлая жизнь», «Новый путь», «Сталинец». Жить стало светлее и радостнее. Закипела работа — настоящая, спорая. В отдаленнейшем районе страны, который даже и сельскохозяйственным - то назвать было невозможно, возникал работай класс. Организовывались промышленные районы. Прииск «Среднекан», горно-промышленные управления Южное, Юго-Западное, Западное, Тенькинское.
Я не хочу сравнивать промышленный уровень первых золотодобывающих предприятий с сегодняшними - оснащенными современной техникой, обеспеченными высококвалифицированными специалистами. Это несравнимые величины. Я вспоминаю это с целью дать представление о мощи стремления человека к прогрессу, к вершинам науки, о его неудержимом желании идти сквозь трудности вперед, к новым и новым свершениям.
Среди рабочих вопросов, которые решил первый съезд Советов было обеспечение перевозки сезонной добычи золота в Якутск. Для этого тоже нужна была агитация. Месяц собирали транспорт. Наконец, полдюжины упряжек были готовы в путь. Два сопровождающих - каюр и первый председатель райисполкома Иннокентий Евменьевич Кочнев, один наган и семь пудов золота. Два месяца добирались они до Якутска. И добрались. Страна получила золото Среднеканского района.
...Никогда ничего подобного местные жители не видели. Съехалось их к бывшей церкви, а теперь с 6 ноября 1933 года - зданию райисполкома, десятков шесть. Народу набилось - не протолкнуться. Объявили, что будет большой праздничный концерт.
Был концерт. Первый концерт, поставленный силами учащихся Сеймчанской школы. Веселый, увлекательный, заставлявший «аудиторию» то смеяться, то замирать, то притопывать в такт песни. И весь — на якутском языке. Поначалу показали веселую комедию якутского писателя Николая Неустроева. Потом ребята исполнили якутские песни, пели «Интернационал» на своем родном языке — на родном языке зрителей.
Это было впервые не только в Сеймчане, возможно, - впервые на Колыме.
Сейчас, возвращаясь с концерта, мы спрашиваем друг друга: интересно ли было? Тогда такого вопроса никто никому не задавал. Не с чем было сравнивать первое культурное мероприятие на колымской земле. Провели его представители молодого поколения для своих родителей, знакомых. Из этих первых артистов впоследствии вряд ли кто-то стал деятелем искусств—слишком много нужно было сделать, и слишком мало времени на это отпускала жизнь.
Но я не считаю, что от этого кто-то из них много потерял. Они были счастливыми строителями нового мира - Винокуровы, Протопоповы, Дягилевы, Жуковы, Вензель. Они стали впоследствии учителями, механизаторами, животноводами, которыми гордился наш район. А их дети сегодня приумножают трудовую славу отцов. Я иногда встречаюсь с ними по служебным делам или просто на улице. Приятно сознавать громадную разницу между их сегодняшним днем и прошлым родителей.
Беседую о школьных делах с директором Сеймчанской средней школы Иваном Степановичем Аммосовым и воспринимаю его несколько иначе, чем его коллеги-учителя. Ведь нынешняя действительность системы образования в районе глубокими корнями уходит в его юность культпросветработника.
По долгу службы, обращаясь с каким-то вопросом к председателю Колымского сельсовета Марии Афанасьевне Тыллар, вижу перед собой женщину, которую знаю, как вдохновителя первых шагов советской культуры в районе, как товарища по ликбезу в те далекие 30-е годы. Праздничный концерт, посвященный 16-й годовщине Октября, организовала она. И это Мария Афанасьевна дирижировала хором, впервые исполнившим в нашем районе «Интернационал». С тех пор прошло 40 лет, и каждый раз, когда в торжественные моменты люди рядом со мною, стоя, поют партийный гимн, я вспоминаю тот день.
П. БОРИСОВ,
ветеран труда Магаданской области.