Главная > СРЕДНЕКАНСКИЙ РАЙОН… > СЕЙМЧАНСКИЕ… > ЯРЫШЕВА СВЕТЛАНА… > ИЗ ИСТОРИИ…

Колыма и её исследователи.

К истокам судоходства на Колыме.

     Как только паводком уносит последние льды, вверх по Колыме к сеймчанской пристани с грузами из Якутии устремляются суда, юркие катера – обстановщики уточняют  фарватер. Начинается навигация. Из года в год самоходки вспенивают колымские воды. Между тем судоходство на Колыме имеет свою историю, изрядно забытую. Прежде первых пароходов, поднявшихся в среднее течение Колымы, здесь прошла экспедиция Ивана Фёдоровича Молодых, описавшая Колыму и её притоки. Об этой экспедиции и её огромном значении для развития территории рассказал заведующий лабораторией геологии нефти и газа и геоэкологии СВКНИИ ДВО РАН доктор геолого-минералогических наук Владимир Егорович Глотов.

  

- О жизни Ивана Фёдоровича Молодых мы, северяне, знаем очень мало, возможно потому, что работал он здесь всего два года. Родился Иван Фёдорович в 1897 году, в начале 20-х годов приехал в Иркутск. В Иркутске был университет, его пригласили туда на преподавательскую работу. Он был членом Восточно – Сибирского географического общества и в этом качестве принимал участие в полевых работах, в то время работал в районе границы с Монголией; проводил гидрографические исследования на Алдане. В этих экспедициях И. Ф. Молодых набирался опыта, и когда назрела необходимость наладить судоходство на Колыме,  обратились к нему не случайно, потому что к тридцати двум годам он был уже опытным гидрографом. 

     Руководимая им партия  и он лично много сделали для изучения Колымы - самой крупной реки территории. И. Ф. Молодых изучил Колыму более чем на 1800 километров от её устья до устья реки Бохапча, на собаках проехал почти в истоки Колымы до Аян -Уряха и Кулу. Экспедиция в составе двух отрядов общей численностью более 20-ти человек начала работу в 1928 году с низовьев Колымы. Один отряд проводил исследования в верхнем течении Колымы, другой проводил исследования в низовьях. В распоряжении экспедиции была моторная шхуна «Пионер» и баркас. Они шли галсами, делали промеры, замеряли глубины, определяли координаты всех устьев, выполняли нивелирования, которые очень точно привязаны астрономически. Глубоко научная работа выполнялась в сложнейших условиях, когда по всему бассейну Колымы – более двух тысяч километров – проживало около 600 человек. В смысле населения эта страна, северо-восток, была пустыней. Среднеколымск был главным населённым пунктом этой огромнейшей почти безлюдной территории Восточно - Сибирского губернаторства с центром в Иркутске. В постоянных населённых пунктах Верхнеколымске,  Среднеколымске и Нижнеколымске проживали в основном русские и якуты. Кроме якутов, конечно, и другие коренные народности были. Экспедиция очень часто встречала юкагиров.

   - Названия, нанесённые на карту И. Ф. Молодых, в основном якутского происхождения. Были ли в экспедиции представители коренного населения?

   - Иван Фёдорович постоянно контактировал с представителями якутского населения, поэтому все эти названия якутские. В зиму с 1928 на 1929 год постоянно с ними общался, потому что зимовал на Колыме. Но в составе экспедиции представителей коренных народов не было. Все работы, которые необходимо было выполнить – работа с нивелиром, теодолитом, мензольная съёмка, сами по себе промеры -  требовали высокой грамотности, специального образования, то есть того, чего не было у местных жителей. Например, в составе отряда был астроном, который делал привязки к звёздам, когда находил нужные координаты. Был радиотехник, по тем временам исключительно редкая специальность. Он тоже фиксировал положение, координаты судна по сигналам радио, держал связь по радио.  Все работы необходимо было выполнять на ходу, быстро и точно, и всё это требовало высокого профессионального уровня. Например, в задачу отряда входила организация водомерных постов в Нижнеколымске и Верхнеколымске.

В Среднеколымске водомерный пост уже существовал с 1927 года, измеряли расход и высоту воды в Колыме. Для новых водомерных постов нужны были грамотные люди, которые вели бы наблюдения за уровнем воды. Таковых не нашлось, потому что  коренное население было сплошь неграмотным, писать не умели. Замеры произведут,  а записать не могут. Поэтому гидрографы вынуждены были ориентироваться в своих исследованиях на данные водомерного поста в Среднеколымске, и более точные замеры сделать невозможно было.

    

Огромный вклад экспедиции И. Ф. Молодых ещё и в том, что она точно установила расположение устья Колымы. Это имело чрезвычайно важное значение для судов, которые ходили в том районе. До исследований И. Ф. Молодых устье Колымы было нанесено на карту с ошибкой в 4 градуса восточнее, чем оно есть на самом деле. Неточные координаты могли вывести корабли на обледеневший мыс и привести к их гибели.

   

  Конечно, в составе экспедиции были помощники, без которых Иван Фёдорович не смог бы всё исходить и изучить один. Таким помощником был Борис Васильевич Зонов, ставший впоследствии крупным учёным. По крупнейшему правому притоку Колымы Омолону он выполнил те же работы, что и Молодых на Колыме, пройдя  около 600 километров вверх от устья Омолона до устья реки Крестики. Он работал там зимой, первый изучил наледи и установил, что Омолон – река полыней. Экспедиция И. Ф. Молодых первая обратила внимание, что в наших суровых условиях имеют место странные явления, когда при 40-50-ти градусных морозах лопается лёд, появляется вода, идёт пар и формируется наледь. И в этих случаях можно провалиться в полынью. Кажется, всё основательно промёрзло, и вдруг – полынья. И не просто отдельные очажки, по Омолону это огромнейшие поля. Это особые условия.  Зонов написал научный труд «Наледи и полыньи Яно-Колымской горной страны». Мы, учёные, до сих пор ссылаемся на эту работу, она по-прежнему актуальна.

      Экспедиция И. Ф. Молодых первая официально привезла сведения о распространении лёссо – ледовых комплексов. Это преимущественно ископаемые льды, именно в них встречаются останки мамонтов. Данные своеобразные образования, по примеру коренных жителей, они называли «тала». Они были поражены обилием этих льдов. Вся часть левобережья Колымы, вся обширная низменность – мёрзлая, и там выходят льды. Ошибкой Молодых было то, что он считал, что Колыма питается не только за счёт дождей и снегов, но и за счёт этих ископаемых льдов. Они, конечно, тают и воду дают, но не в том количестве, чтобы питать Колыму.

          В этой экспедиции И. Ф. Молодых показал себя ещё и как талантливый организатор. Практически вся работа в течение двух лет прошла без сучка и задоринки. Был напряжённый момент, когда партия, ушедшая вверх по Колыме, оказалась на грани голодовки. Молодых договорился, что Якутскторг сделает им запасы продовольствия. Но Якутскторг не выполнил свои обязательства, хотя деньги были переведены. Стояла короткая северная осень, надвигалась зима. Можно было заняться рыбной ловлей, чтобы обеспечить пропитание, но для этого необходимо было оставить все работы. В это время вторая часть экспедиции, имевшая хорошие запасы продуктов,  должна была идти из Нижнеколымска вверх по Колыме. Связи не было. Но зная о продвижениях второй партии, И. Ф. Молодых с товарищами отправился по Колыме, и через две недели они встретились. Дальше уже никаких задержек не было, и перезимовали они нормально.

     По результатам работы экспедиции было издано не менее 9 отчётов. Но самый главный труд был написан самим И. Ф. Молодых в 1930 году об условиях транспортной связи с  «Большой землёй», доставки грузов  организации «Союззолото» (тогда Дальстроя ещё не было), которая работала в районе Среднекана, и снабжения местного населения.

    

Было два этапа доставки: морскими судами довозили груз до устья Колымы, где не было даже порта. Местность, где производилась разгрузка судов, называлась Амбарчик, потому что в этой местности на голом берегу стоял амбар. Здесь разгружали морские суда и загружали речные, которые  шли вверх по Колыме. Молодых доказал, что морские суда могут подниматься до Среднеколымска. Его сообщение было проверено на следующий же год. Морское судно поднялось вверх по течению на 661 километр до Среднеколымска и разгрузилось там. Но сам И. Ф. Молодых считал, что этот путь опасен и не всегда надёжен. После каждого половодья фарватер нужно проверять и промерять, так как мели размываются, образуются новые. Он считал, что этот путь важен для снабжения и, не исключая его,  предложил ещё второй путь, южный: пароходы идут до бухты Нагаева, а до Среднекана прокладывается автомобильная дорога. Он писал, что здесь есть перспективы на  золото, но в 1930 году точных данных об этом ещё не было. И. Ф. Молодых мог знать о золоте от Ю. А. Билибина. Но когда Ю. А. Билибин высадился на Оле, И. Ф. Молодых уже работал на Колыме. Встретились ли они?  Возможно, хотя сведений об их встрече пока нет. Выводам  И. Ф. Молодых поверили, и была направлена горно-геологическая поисковая партия, которая исследовала местность для будущей автотрассы.

     Перед экспедицией И. Ф. Молодых также стояла задача провести экономико -этнографические исследования, для этого были разработаны специальные опросные листы. Был  произведён учёт населения в каждом посёлке: сколько жителей, жилых домов, юрт, лошадей, коров, собак и т. д. Были описаны занятия населения. Так, из отчётов экспедиции мы знаем, что в Среднеколымске занимались огородничеством, русские и якуты выращивали картофель. Он описал изолированный дом - больницу прокажённых под Среднеколымском. Доступ туда был закрыт. За больными был определённый уход, были самоотверженные, смелые люди, которые там работали. Им доставляли пищу, находились они в полной изоляции. Обо всём этом мы знаем из материалов И. Ф. Молодых. Лепрозорий этот работал на весь Северо-Восток, так как  проказа была бичом этих мест, при том, что здесь было так мало населения.

     Страх заразиться проказой, стать прокажённым тысячелетиями преследовал людей в разных уголках мира. Это нашло отражение в Евангелии: одно из самых чудесных деяний Иисуса Христа – исцеление от проказы. А сейчас мы об этой болезни знаем только по книгам. Когда говорят, что советская власть нарушила традиционный уклад жизни коренных народов Севера, стоит вспомнить о том, что только с приходом советской власти проказа и страх заразиться ею были изжиты на всей территории Колымы.

     Когда в 1929 году экспедиция закончила работу, то часть участников – 14 человек – поднялись на своём катере до современного Сеймчана, выполняя дополнительные работы. Впоследствии этот катер передали «Союззолоту». Сами же гидрографы вдоль Буюнды пешком вышли на Олу, где сели на пароход, отправляющийся во Владивосток. Весь путь занял около двух недель.

     Вторая часть группы из семи человек с материалами экспедиции и оборудованием на пароходе «Ставрополь» в августе вышла из Нижнеколымска также во Владивосток, но в Восточно-Сибирском море пароход был затёрт льдами. Предстояла зимовка до июля следующего года, когда льды, возможно, отойдут, потому что бывали годы, когда льды всё лето не отходили. Но важность этой гидрографической экспедиции для народного хозяйства страны была такова, что решением наркома путей сообщения за гидрографами была направлена экспедиция на ездовых собаках, которая и вывезла их в бухту Провидения, где они погрузились на ледокол «Фёдор Литке» и в декабре 1929 года благополучно прибыли во Владивосток.

     Налаживанию судоходства на Колыме придавалось настолько большое значение, что не только срочно вывезли всех участников экспедиции, но были созданы соответственные условия для срочной обработки камеральных материалов.  Работа над собранным материалом была начата незамедлительно. Намечался фарватер, составлялись карты 25-тысячного масштаба, где всё показано, всё линиями соединено. Опираясь на эти приметные знаки, любой человек может провести судно по Колыме, этой достаточно коварной реке.

   - Осталось ли имя  И. Ф. Молодых на карте области?

   - Недавно услышал, что наши местные туристы назвали одну из вершин в Гижигинской губе его именем. Но это название, пока  не попало на карты и не считается официальным. Между тем Анюйский вулкан – будущий объект туризма, куда со всего мира будут приезжать, – носит имя  И. Ф. Молодых. Видимо, по незнанию его  стали называть  Анюйский, что вошло и в публикации. Конечно, вернуть красивейшему вулкану Северо - Востока России первоначальное исконное имя гораздо важнее, чем назвать безымянную вершину.

   - Как в дальнейшем сложилась судьба участников этой экспедиции?

   - Борис Васильевич Зонов  работал в научно – исследовательском институте в Москве, известен своими трудами в области мерзлотоведения. Судьбу И. Ф. Молодых более-менее ясно можно проследить до 1935 года. Какое-то время он ещё занимался гидрографическими исследованиями, потом его повысили и перевели на чиновничью работу. Продолжал преподавать в Иркутском университете. В 1937 году по так называемому  «Делу иркутских профессоров»  И. Ф. Молодых был репрессирован. Дальнейшие сведения о нем противоречивые.     

     От автора: по информации, полученной в Магаданском областном краеведческом музее, И. Ф. Молодых в 1938 году умер в иркутской тюрьме.

                                                                                                         Светлана Ярышева

                                                                                                          Интервью 2012г.