Люди Сеймчана… Гинзбург Ефим (1976г)
Пожалуй, нет в Сеймчанском авиапредприятии работника, который не знал бы Ефима Михайловича Гинзбурга. Он уже не первый год трудится в службе связи. Старший инженер. Известен же он скорее не как ветеран Севера, а своей беззаветной любовью и увлеченностью делом. И возраст ему не помеха — живой, энергичный, он заражает своей неуемностью коллег. Его можно увидеть и с паяльником в руках в помещении, заставленном немыслимым множеством радиооборудования...
Ефим Михайлович не просто работает, он творит. Не одна схема переделывалась им, не одно рационализаторское предложение внедрялось. Все это намного улучшало работу заводского оборудования.
Когда же пришло оно к нему, это увлечение?
...В самом начале 30-х годов Ефим Михайлович закончил электротехникум. Работал в Мосэнерго. Перешел на радиотрансляционный узел, поскольку увлекался когда-то радиоделом. И лишь придя на работу в научно- исследовательский институт связи Аэрофлота, понял — это то, что нужно. Постоянный поиск, множество неразрешенных проблем...
— Летчики того времени довольно скептически относились к радиооборудованию на самолетах, — вспоминает Ефим Михайлович. — Громоздкое оно было тогда, да и эксплуатация сложная. Был случай, когда один из них просто-напросто... снял радиооборудование, чтобы уменьшить вес самолета и взять лишнего пассажира...
Ефим Михайлович смеется, рассказывая об этом. Действительно, прошло каких-то сорок лет, и жизнь изменилась настолько, что все истории того времени кажутся теперь легендами.
— Как же авиаторы обходились без радио?
— Очень просто. Летали тогда на малых высотах, находили какой-нибудь ориентир, например, — железнодорожную ветку, и — по ней. Однажды один летчик летел таким образом на Кавказе и вдруг потерял из виду дорогу. Что такое? Решил вернуться. Вот и дорога, опять летит над ней, а она снова пропала. Оказывается, ушла в тоннель!..
Огромная работа предстояла тогда радиотехникам авиации. Как обеспечить высококачественную связь с самолетами? Как помочь им в трудных условиях полета?
Как устранить помехи при радиосвязи? Над этими вопросами и работали сотрудники института. Истина рождалась в спорах. Так, долго не могли решить вопрос с наземным оборудованием: что лучше — зональные радиомаяки или радиопеленгаторы? «Победили» радиомаяки. Вот с ними-то и связано у Ефима Михайловича одно из самых памятных событий в его жизни.
...Это было в 1936 году. Шла подготовка к Чрезвычайному VIII съезду Советов СССР, который принял Конституцию СССР. Необходимо было в любую погоду обеспечивать бесперебойную переброску матриц «Правды» с материалами съезда в Ленинград.
Для того, чтобы выполнить это задание, приступили к монтажу радиомаяков. Один из них, в Тушино, оборудовала группа, в составе которой был Ефим Михайлович Гинзбург. Около двух месяцев шла напряженная работа. По два-три часа в сутки спали члены группы. Монтаж продвигался успешно. Задание партии и правительства было выполнено. После каждого заседания съезда небольшой самолет вылетал из Москвы в Ленинград, несмотря на любую погоду. Матрицы доставлялись вовремя.
Тем больнее было потом, с началом войны и эвакуации производить демонтаж оборудования. Ефим Михайлович хорошо помнит, как приходилось вести этот самый «демонтаж» одной из радиостанций при помощи ломов...
...В Казани Ефим Михайлович снова попадает в труппу специалистов, которой предстояло выполнить важное задание. На Севере в это время начиналось строительство аэродромов для перегонки самолетов из Америки. Туда и потребовались радиотехники. Так что Ефим Михайлович свой северный стаж отсчитывает с 1942 года.
Радиооборудование поступало из Америки. Не новое, выпуска 30-х годов. Пришлось срочно учить английский язык. Наши радиотехники, переговариваясь с американскими связистами по радио, завязали с ними дружеские отношения. Приятным сюрпризом был для них подарок американцев — полный комплект радиостанции...
В те годы и «заразился» Севером Ефим Михайлович. Уехать отсюда уже не смог. Навсегда остался в нем и ритм кипучей жизни тех лет, когда все оборудование рождалось, можно сказать, на глазах, когда от тебя лично зависела работа каждого аппарата, прибора. Он и сейчас к каждой поступающей в службу связи новинке подходит творчески, даже с некоторым скептицизмом. На его счету огромное число рационализаторских предложений, внедренных на предприятии. В прошлом году ему присвоено звание «Лучший рационализатор области».
Одно из творений Е.М. Гинзбурга видел, вероятно, каждый житель нашего поселка. Это электронные часы на здании аэровокзала.
— Время надо ценить, говорит Ефим Михайлович. — Для этого его необходимо учитывать, и учитывать точнее.
Он считает, что самым удобным и точным часовым механизмом является электронный. Вот и решил сам собрать его. Работа эта была кропотливой и не всегда приятной. Потому что монтировать часы приходилось из всевозможного списанного оборудования. Часть деталей, «по случаю», доставили из Анадыря. При сборке прибора Ефим Михайлович, используя типовые схемы, объединил их. И вот с мая прошлого года электронные часы действуют безотказно.
Главное в этом человеке, пожалуй, не сами его конкретные рацпредложения, а тот заразительный энтузиазм, который передается и молодым радиотехникам. Они перенимают у своего учителя увлеченность профессией.
Ефим Михайлович вечно занят. В предпраздничные дни радиотехники устанавливали новое оборудование, обеспечивающее прямую связь с Магаданом сразу нескольким абонентам. Что-то не ладилось в монтаже, и старшего инженера то и дело просили помочь, разобраться в чем-то, а то вдруг оказывалось, что прибор в его отсутствие «закапризничал», не работает. Как и обычно, весь рабочий день проходит в постоянном творческом напряжении.
А у него ведь еще немало и общественных дел. Он партгрупорг в службе связи, член лекторской группы общества «Знание». Лектор-международник. Сейчас Е.М. Гинзбург входит в состав правления районной организации общества «Знание».
...Незначительных профессий на земле нет. Сами люди делают их значительными и интересными. Надо только, чтобы человек не был равнодушным к своему делу.
А. ГРОМОВА.
Источник: газета: «Новая Колыма»
от 6 ноября 1976 года.