Люди Сеймчана… Кондратенко Анатолий (1982г)
«40 лет в аэрофлоте»
— Много ли в этом году налетали?
— Да почти семьсот часов.
— Значит, скоро годовую программу закончите?
— Осталось немного. Ну, а здоровье как, позволяет?
— Пока что к летной работе годен без ограничений.
В этих словах бортмеханика Сеймчанского авиапредприятия Анатолия Фадеевича Кондратенко сквозит гордость, как никак возраст у него запенсионный, пятьдесят пять минуло. Ну, а если говорить о профессиональной пенсии, то ее он имел право получить еще в 1956 году.
— Ничего тут удивительного нет, — объясняет Кондратенко, — рабочий стаж на Севере накручивается быстро. Это сейчас год за два идет, а раньше — он к трем приравнивался.
— А вообще-то в авиации Вы уже сколько лет?
— Сорок. Недавно отмечал юбилей.
Именно этот юбилей стал поводом для нашей встречи с ветераном Аэрофлота. Признаться, цифра — 40 — несколько смутила. Ведь речь шла о календарных сроках.
— Все правильно. В авиацию я пришел мальчишкой. Это было 11 ноября 1942 года. На сегодня имею 26700 часов налета.
...День тянулся необычно долго. До сознания плохо доходили слова учителя, а на классную доску смотреть и вовсе было недосуг. Анатолий горячо убеждал своего соседа по парте Саньку Юсима не идти в ФЗУ, как предполагали домашние, а непременно поступать на работу в гидропорт.
— Да ты понимаешь, как там интересно? Это же тебе не пароходы какие-то, а самолеты. Может, когда-нибудь и сами полетаем. Ну, решай.
А решать было непросто. Шла Великая Отечественная война. Авиация для мальчишек была недосягаемой мечтой. Страна нуждалась в их помощи. Ей не хватало рабочих рук в цехах заводов, у станков. В авиацию же несовершеннолетних просто не брали.
— Ну хоть учеником, кем угодно, но чтобы ближе к самолетам, — просили ребята.
Им помогли. Впоследствии Анатолий Кондратенко стал первоклассным бортмехаником. А Александр Юсим пилотирует комфортабельный Ил-62.
Начинать пришлось с гидросамолетов. Были такие в Хабаровске. Техника не ахти какая сложная, но обращения к себе требовала деликатного. Этой деликатности учился Анатолий, считай, всю войну. Был мотористом, техником, механиком. Не раз приходилось летать на борту разных заморских «Каталин» и прочих изобретений цивилизации. Переправляли в Петропавловск- Камчатский пассажиров, грузы — словом, все, что придется. Забывали о несовершенных приборах, сложностях трассы и международной обстановки. Нужно было работать.
— Уже после войны, в 1948 году, окончил летно-техническое училище в Бугуруслане, получил официальные документы на право обслуживания крылатых машин, — рассказывает Анатолий Фадеевич.
С этого времени и начался отсчет налета часов, времени, прожитого в небе.
С появлением Ли-2 и Ил-14 увеличивался срок работы за облаками, короче становились свидания с землей.
— В 1952 году вызвал к себе начальник дальневосточного управления и объявил: «Как наиболее опытного и знающего специалиста решено направить тебя на Север. Посоветуйся с семьей и назавтра — ответ». А что тут думать, это был почти приказ. Так я с женой и маленькой дочкой Талинкой прибыл в Магадан, а потом в Сеймчан, Выходит, что нынче у нас еще один юбилей — тридцатилетие жизни в Сеймчане.
Три десятка лет летной работы вокруг да около Полярного круга — не каждому такое по плечу. Чего только не случалось за это время. И чаще всего — нелетная погода. Уж она-то частая виновница всяких непредвиденных «ЧП». Пурга на Чукотке метет неделями. Почта, грузы, пассажиры ожидали вылетов и месяц, и два. И лишь случались просветы — устремлялись ввысь серебристые крылатые машины. И работали до тех пор, пока не иссякал поток грузов. Со временем не считались, с трудностями — тоже. Тогда обслуживание самолета полностью входило в обязанности бортового механика. Значит, всю ответственность за техническое состояние машины нес именно он.
— После полета все остальные члены экипажа свободны, а Ты остаешься готовить самолет на завтра. А утром вновь торопишься раньше всех — греть, заправлять, осматривать узлы и детали. Иначе нельзя. Летали много — до полутора тысяч часов в год. Это две современные нормы.
Никогда не баловало авиаторов небо Колымы и Чукотки. Но именно здесь вырабатывается высокий профессионализм, лучшие черты характера. Кто знает, как сложилась бы судьба Анатолия Фадеевича, не предложи ему тридцать лет назад начальник управления перебраться на Север. Но в том, что именно здесь он нашел свое призвание, сомневаться не приходится. Об этом свидетельствуют четыре медали и орден Трудовой Славы III степени. Этих наград Кондратенко удостоен за работу в крайне неблагоприятных условиях и за то, что условия эти ни в коей мере не отразились на качестве. Все так же, точно по расписанию поднимались в небо воздушные корабли, так же мягко совершали посадки в портах назначения. Видимо, даже трудности имеют способности привлекать. Хотя в жизни Анатолия Фадеевича бывали и забавные случаи.
— Прилетели в небольшой поселочек на Чукотке. Приближался вечер. Решил пойти в столовую. Вдруг из-за дома на меня выходит огромный белый медведь. Идет на задних лапах. Я в ужасе — бежать. Слышу рядом спокойный мужской голос: «Не бойся, он почти ручной, мы его тут прикармливаем». Вряд ли в другом месте возможно такое знакомство.
Наверное, на веку ветерана труда Магаданской области Анатолия Фадеевича Кондратенко немало было самых разных случаев. Из них складывалась жизнь. Именно такая, какую он прожил: разнообразная, всегда новая, заманчивая. Любопытство к событиям, ко всему новому, непредвиденному не прошло и сегодня.
— На пенсию пока не собираюсь. Не представляю,
— Опыт и знание инструктора-механика всегда пригодятся молодым, — так считает коммунист Кондратенко.
Кстати, у Анатолия Фадеевича в нынешнем году еще один юбилей. Ровно тридцать лет он в рядах Коммунистической партии Советского Союза.
Так уж совпало, что в знаменательном для нашей Родины году, когда советские люди готовятся праздновать 60-летие образования СССР, отмечает свои персональные юбилеи обычный рабочий человек, чей жизненный путь пролег по одной, общей для страны и для него параллели.
Т. Павлюк
Источник: газета "Новая Колыма" от 1982 г 18 ноября