Главная > СРЕДНЕКАНСКИЙ РАЙОН… > ТРУЖЕНИКИ СЕЙМЧАНА

Люди Сеймчана… Кондратенко Анатолий (1982г)

«40 лет в Аэрофлоте»

«40 лет в аэрофлоте»

— Много ли в этом году налетали?

— Да почти семьсот часов.

— Значит, скоро годовую программу закончите?

— Осталось немного. Ну, а здоровье как, позволяет?

— Пока что к летной работе годен без ограничений.

В этих словах бортмеханика Сеймчанского авиапредприятия Анатолия Фадеевича Кондратенко сквозит гордость, как никак возраст у него запенсионный, пятьдесят пять минуло. Ну, а если говорить о профессиональной пенсии, то ее он имел право получить еще в 1956 году.

— Ничего тут удивительного нет, — объясняет Кондратенко, — рабочий стаж на Севере накручивается быстро. Это сейчас год за два идет, а раньше — он к трем приравнивался.

— А вообще-то в авиации Вы уже сколько лет?

— Сорок. Недавно отмечал юбилей.

Именно этот юбилей стал поводом для нашей встречи с ветераном Аэрофлота. Признаться, цифра — 40 — несколько смутила. Ведь речь шла о календарных сроках.

— Все правильно. В авиацию я пришел мальчишкой. Это было 11 ноября 1942 года. На сегодня имею 26700 часов налета.

...День тянулся необычно долго. До сознания плохо доходили слова учителя, а на классную доску смотреть и вовсе было недосуг. Анатолий горячо убеждал своего соседа по парте Саньку Юсима не идти в ФЗУ, как предполагали домашние, а непременно поступать на работу в гидропорт.

— Да ты понимаешь, как там интересно? Это же тебе не пароходы какие-то, а самолеты. Может, когда-нибудь и сами полетаем. Ну, решай.

А решать было непросто. Шла Великая Отечественная война. Авиация для мальчишек была недосягаемой мечтой. Страна нуждалась в их помощи. Ей не хватало рабо­чих рук в цехах заводов, у станков. В авиацию же несо­вершеннолетних просто не брали.

— Ну хоть учеником, кем угодно, но чтобы ближе к самолетам, — просили ребя­та.

Им помогли. Впоследст­вии Анатолий Кондратенко стал первоклассным бортме­хаником. А Александр Юсим пилотирует комфортабельный Ил-62.

Начинать пришлось с гидро­самолетов. Были такие в Ха­баровске. Техника не ахти ка­кая сложная, но обращения к себе требовала деликатного. Этой деликатности учился Анатолий, считай, всю войну. Был мотористом, техником, ме­хаником. Не раз приходилось летать на борту разных за­морских «Каталин» и прочих изобретений цивилизации. Пе­реправляли в Петропавловск- Камчатский пассажиров, гру­зы — словом, все, что при­дется. Забывали о несовер­шенных приборах, сложно­стях трассы и международ­ной обстановки. Нужно было работать.

— Уже после войны, в 1948 году, окончил летно-техниче­ское училище в Бугуруслане, получил официальные доку­менты на право обслуживания крылатых машин, — расска­зывает Анатолий Фадеевич.

С этого времени и начался отсчет налета часов, времени, прожитого в небе.

С появлением Ли-2 и Ил-14 увеличивался срок работы за облаками, короче станови­лись свидания с землей.

— В 1952 году вызвал к се­бе начальник дальневосточно­го управления и объявил: «Как наиболее опытного и знающего специалиста реше­но направить тебя на Север. Посоветуйся с семьей и на­завтра — ответ». А что тут думать, это был почти при­каз. Так я с женой и малень­кой дочкой Талинкой прибыл в Магадан, а потом в Сеймчан, Выходит, что нынче у нас еще один юбилей — тридца­тилетие жизни в Сеймчане.

Три десятка лет летной ра­боты вокруг да около Поляр­ного круга — не каждому такое по плечу. Чего только не случалось за это время. И чаще всего — нелетная по­года. Уж она-то частая ви­новница всяких непредвиден­ных «ЧП». Пурга на Чукотке метет неделями. Почта, грузы, пассажиры ожидали вылетов и месяц, и два. И лишь слу­чались просветы — устремля­лись ввысь серебристые кры­латые машины. И работали до тех пор, пока не иссякал по­ток грузов. Со временем не считались, с трудностями — тоже. Тогда обслуживание самолета полностью входило в обязанности бортового ме­ханика. Значит, всю ответст­венность за техническое со­стояние машины нес именно он.

— После полета все осталь­ные члены экипажа свобод­ны, а Ты остаешься готовить самолет на завтра. А утром вновь торопишься раньше всех — греть, заправлять, ос­матривать узлы и детали. Ина­че нельзя. Летали много — до полутора тысяч часов в год. Это две современные нормы.

Никогда не баловало авиа­торов небо Колымы и Чукот­ки. Но именно здесь выраба­тывается высокий профес­сионализм, лучшие черты ха­рактера. Кто знает, как сло­жилась бы судьба Анатолия Фадеевича, не предложи ему тридцать лет назад на­чальник управления пере­браться на Север. Но в том, что именно здесь он нашел свое призвание, сомневаться не приходится. Об этом сви­детельствуют четыре медали и орден Трудовой Славы III степени. Этих наград Кондра­тенко удостоен за работу в крайне неблагоприятных ус­ловиях и за то, что условия эти ни в коей мере не отра­зились на качестве. Все так же, точно по расписанию поднимались в небо воздуш­ные корабли, так же мягко совершали посадки в портах назначения. Видимо, даже трудности имеют способности привлекать. Хотя в жизни Ана­толия Фадеевича бывали и забавные случаи.

— Прилетели в небольшой поселочек на Чукотке. При­ближался вечер. Решил пой­ти в столовую. Вдруг из-за дома на меня выходит ог­ромный белый медведь. Идет на задних лапах. Я в ужасе — бежать. Слышу рядом спокой­ный мужской голос: «Не бой­ся, он почти ручной, мы его тут прикармливаем». Вряд ли в другом месте возможно та­кое знакомство.

Наверное, на веку ветерана труда Магаданской области Анатолия Фадеевича Конд­ратенко немало было самых разных случаев. Из них скла­дывалась жизнь. Именно та­кая, какую он прожил: разно­образная, всегда новая, за­манчивая. Любопытство к со­бытиям, ко всему новому, не­предвиденному не прошло и сегодня.

— На пенсию пока не со­бираюсь. Не представляю,

 

— Опыт и знание инструк­тора-механика всегда приго­дятся молодым, — так счита­ет коммунист Кондратенко.

Кстати, у Анатолия Фадее­вича в нынешнем году еще один юбилей. Ровно тридцать лет он в рядах Коммунисти­ческой партии Советского Союза.

Так уж совпало, что в зна­менательном для нашей Ро­дины году, когда советские люди готовятся праздновать 60-летие образования СССР, отмечает свои персональные юбилеи обычный рабочий человек, чей жизненный путь пролег по одной, общей для страны и для него параллели.

Т. Павлюк

Источник: газета "Новая Колыма" от 1982 г 18 ноября