Главная > СРЕДНЕКАНСКИЙ РАЙОН… > СЕЙМЧАНСКИЕ… > ЯРЫШЕВА СВЕТЛАНА… > ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА…

РАСТЕНИЯ В ЖИЗНИ РАССОХИНСКИХ ЭВЕНОВ.

     Исследования, предлагаемые читателю, посвящены самой малоизученной группе эвенов – рассохинской. 

     Исследования, предлагаемые читателю, посвящены самой малоизученной группе эвенов – рассохинской. Автор материала благодарит представителей этой группы Василия Николаевича Хабаровского, Марию Васильевну Хабаровскую, Марию Михайловну Болдухину, Наталью Фёдоровну Калашникову, Евдокию Гавриловну Ходьяло за сотрудничество и помощь.

     Этот материал, один из нескольких, состоялся как результат многолетнего сотрудничества с учёными Института биологических проблем Севера г.Магадана Сазановой Ниной Александровной, Андрияновой Еленой Александровной, Лысенко Дмитрием Сергеевичем и Хоревой Марией Геннадьевной, которым автор признателен за терпение, помощь и поддержку.                                       

  Деревья, кустарники и кустарнички                         

  Рассохинские эвены – жители континентальных районов Магаданской области.  Название своё они получили по своему наиболее постоянному  месту  жительства -  реке Рассохе (Среднеканский район). Маршруты их кочёвок на протяжении почти всего последнего столетия пролегали среди гор, цепи которых разделялись болотистыми долинами, а также вблизи больших и малых рек  -  притоков Колымы.

       С развитием горнодобывающей промышленности, новым территориальным делением оленьи пастбища сократились, и современные оленеводы стали кочевать не только в районе Рассохи, но и в районе Каньона: реки Вериной, Голубой долины.

      Оленье стадо давало людям всё необходимое для жизни в суровой тайге. Но, будучи оторваны от всего мира, рассохинские эвены также использовали (и используют) в пищу, для лечения и бытовых нужд то, что предложено им природой в тех местах, где они кочуют.

       Берёза плосколистная обычна в долинах рек в среднем течении Колымы. Из её древесины изготовляют топорища, кроильные доски и слегка вогнутые блюда с невысокими бортиками по длинной стороне - укэн; такие блюда привычны, легки и удобны в кочевом быту. При изготовлении оленьей нарты для полозьев, рёбер и сиденья в прежние времена также использовали древесину берёзы.

       Береста незаменима для изготовления посуды – небольших ёмкостей круглой формы для хранения сыпучих продуктов. Из бересты, сшитой тальником или корнями, малооленные эвены в прошлые времена делали летние покрышки для яранги.

        Растёртые свежие листья карликовой берёзы использовали как средство против зуда при укусах насекомых.

     

  Древесина тополя душистого, который в изобилии растёт в стареющих поймах рек, образуя с чозенией лиственные леса, считается самой лёгкой и мягкой; из неё мастерят широкие, удобные и лёгкие лыжи.

       Из хвойных в местах кочёвок рассохинских эвенов обычны лиственница Каяндера, покрывающая межгорные котловины, и кедровый стланик, растущий на каменистых склонах гор и образующий иногда непроходимые заросли. Для хозяйственных нужд, когда необходимы изогнутые определённым образом деревянные детали, например, для изготовления обода детской люльки – бэбэ, лиственничные ветки нужной толщины помещают в ёмкость и в кипящей воде, когда они приобретают пластичность, их выгибают до желаемой формы. Для задней стенки люльки и дна используют древесину тополя.

       Чтобы зубы были белыми и крепкими, жуют лиственничную смолу, при этом слюну рекомендуется глотать, потому что она полезна для лёгких. Жуют также и свежую кожицу, снятую под корой. Из этой же кожицы, свежей и замороженной, в прежние времена при недостатке питания варили своеобразную кашу.

        

Молодые лиственничные иголки едят в начале лета как витаминное средство. Эти таёжные витамины в почёте не только у людей, но и у оленей.

        К лиственнице у эвенов особое отношение. И зимой, и летом она друг кочевника и самое доступное и надёжное лекарство от основных заболеваний.

        Кедровый стланик по представлению эвенов обладает особой силой жизни. Его ветви и смола сравниваются по целебной силе с медвежьей желчью и медвежьим жиром. Более того, именно он даёт им лекарственные свойства. Больной медведь, по наблюдениям эвенов, всегда лечится в стланике. Сохатые и олени лечат и чистят свои рога стлаником, проходя через его заросли, и он отдаёт им свою живительную силу.

       

У эвенов считается, что все заболевания костей (в том числе переломы) можно вылечить при помощи стланика. Для этого со смолистых веток, предварительно оборвав иголки, снимают кору и в живом виде в качестве компресса прикладывают к больному месту. Использованную ветку обвязывают полоской красной ткани и держат в темноте, пока болезнь не пройдёт. При этом создают такие условия, чтобы ветка не засохла. Потом ветку закапывают, чтобы её не трогали собаки, или подвязывают повыше на дереве.

        При простудных заболеваниях, насморке распаривают ветки стланика и вдыхают смолистый аромат.

        Смолой стланика и лиственницы лечат резаные раны.

      Из ствола стланика, иногда причудливо изогнутого самой природой, делают рукоятки для ножей. Жёсткую хвою этого растения кипятят, и хотя отвар не отличается особо приятным вкусом, его пьют в качестве общеукрепляющего средства и для профилактики авитаминоза. Обязательно собирают шишки кедрового стланика; их шелушат и хранят в кожаных мешочках. Грызут орешки, иногда зёрна давят и едят, не смешивая ни с какой другой пищей. Неотшелушенные шишки не хранят, потому что в таком состоянии содержимое орешков быстро усыхает.     

       Можжевельник сибирский с синими шишкоягодами, часто встречающийся на склонах и вершинах гор, тоже не обойдён вниманием эвенов. При отсутствии или недостатке табака его использовали для курения; считая чрезвычайно полезным, заготавливали много, сушили и хранили в кожаных мешочках. Почитается полезным (не без основания, так как можжевельник содержит фитонциды) и запах ветвей, и дым от них при сжигании в костре или очаге.

       Ветвями можжевельника не только освежали жилище, но и освящали, окуривали можжевельником ярангу и все вещи после похорон.

       Шишкоягоды можжевельника эвены называют кукушкиной ягодой. Эти плоды созревают на второй год, приобретая синюю окраску. Они содержат смолистые вещества и в пищу наравне с другими ягодами не пригодны. Рассохинские эвены иногда жуют их в качестве лечебно-профилактического средства.

       Ивы, во множестве произрастающие на речных островах и в поймах рек, тоже заняли определённое место в жизни эвенов. Из гибких красноватых ветвей тальника плели детские игрушки; игрушки для детей вырезали и из ивовой древесины. Из ровных стволов ивы делают прочный и лёгкий нижний каркас яранги, а также посох – нинками,         при помощи которого садятся на оленя.

      

Зимой из веток ивы строгают авык -  своеобразное «полотенце». Для этого выбирают ровные ветви длиной около метра, оттаивают и очищают от коры. Очищенный материал снова выносят на мороз, а потом промороженные ветки строгают острым ножом, получая тонкую нежную стружку, которую формируют в комки. Авык из более грубой стружки используется для хозяйственных нужд в качестве обтирочного материала.

       Отвар из коры ивы употребляют и в качестве лекарственного средства – как вяжущее.

     

Свидина белая, украшающая долины рек и замечательно красивая в конце августа – начале сентября, когда её листья приобретают бордово-красный цвет и гроздья белых ягод особенно живописны на этом ярком фоне, привлекла внимание рассохинских эвенов гибкими красными ветвями, из которых они плетут туеса для ягод.

      

Повсеместно по маршрутам кочёвок рассохинских эвенов – и вблизи рек, и по склонам сопок, вдоль ручьёв и в лиственничных лесах – встречаются ольховники. В большинстве своём это ольха кустарниковая. Её кору используют для окрашивания ровдуги (оленьей кожи, выделанной до состояния замши) в оранжевые тона разной насыщенности. Наилучшие свои качества в этом смысле кора ольхи приобретает осенью, в сентябре, когда она наливается силой. Кору соскабливают и доводят до кипения, но не кипятят, затем разложенную на доске ровдугу смачивают корой и дают высохнуть. Для улучшения цвета в отвар добавляют собранную по краю костра белую золу от сухих ивовых веток. Эту же мягкую порошкообразную золу используют в качестве присыпки при опрелостях у младенцев.

        

 Шиповник иглистый, в изобилии растущий повсеместно, активно используется оленеводами-кочевниками в качестве лечебного средства. Считается, что отвар из его корня омолаживает печень, лечит желудок и кишечник, заболевания костей, цистит. Собирают корень во время цветения или позже, сушат или используют в свежем виде. Из корня готовят очень крепкий отвар, который принимают понемногу в течение 2-3-х дней. Заваривая лепестки, листья и зрелые плоды, используют их как заменитель чая и хорошее согревающее средство.

         Хотя эвены из-за кочевого быта всегда старались не обременять себя запасами на зиму, листья и плоды, корни шиповника всё же сушат для зимнего употребления.

        

Спирея средняя, называемая многими «кашкой», тоже успешно используется в эвенской кулинарии. Из ароматных белых цветов и листьев в сухом и свежем виде готовят ароматный витаминный чай.

          Необыкновенно сильные целебные свойства багульника замечены эвенами ещё в старые времена, и до сих пор он играет особую роль в их быту. Прежде всего, это растение, используемое шаманами в их ритуальных действиях, потому что, по народным представлениям, способно отгонять злых духов. Излечивая больного, шаман подаёт ему пищу на веточке багульника. Обгоревшей веткой багульника, пахучей и горячей, стегают себя, чтобы отогнать нечистую силу. Ветки багульника используют как фитонцид при лёгочных заболеваниях; свежие и дым от горящих – в качестве инсектицида. Из цветов и  молодых побегов готовят отвар для лечения лёгочных заболеваний и очищения крови; жуют семена багульника, считая, что они укрепляют сердце.

       

    Тем, кто захочет использовать багульник в качестве лечебного средства, следует помнить, что отвары и настои багульника применяют в малых дозах, потому что багульник содержит ядовитое вещество ледол (андромедотоксин), вызывающий судорги и паралич.

           По руслам рек пышными гроздьями алеет рябина сибирская. Её горькие  ягоды не популярны в рационе эвенов. Они употребляют их в пищу в небольшом количестве как поливитаминное средство, если кустарник попадается по пути, а ягоды уже схвачены морозом.

           

Больше внимания кочевники уделяют черёмухе азиатской, растущей в тех же поймах рек. Созревшие чёрные ягоды черёмухи употребляют в пищу, смешивая с другими ягодами – голубикой, брусникой, красной смородиной; иногда их давят с сахаром.

            Все ягоды, произрастающие в местах пребывания рассохинских эвенов, активно используются ими в пищу. Исключительно в свежем виде едят шикшу и голубику, княженику и малину, морошку, называя последнюю «двоюродной сестрой малины». Смородину-дикушу, растущую в поймах крупных рек, собирают для еды поздней осенью, когда ягоды слегка подморожены. Особое внимание уделяют смородине красной (смородине печальной). Заметив, что она долго сохраняется в свежем виде, с ней вперемешку хранят и другие ягоды, кроме голубики и малины. Ягоду моют и помещают в мешочек из оленьего желудка, где она способна сохраниться длительное время.

Бруснику, не заготавливая впрок, собирают и осенью и весной, едят с сухим мясом, с оленьим жиром и кровью. Считается, что это витаминное средство, способное облегчать состояние больного; употребляют бруснику и в качестве вяжущего средства.

              Как лекарственное средство от простуды и в качестве   ароматной добавки к чаю заваривают листья смородины, княженики и малины.

              Популярностью пользуются молодые побеги, листья и ярко-жёлтые цветы курильского чая (дазифоры). Этот кустарник, растущий и  возле рек, где он достигает метровой высоты, и на склонах гор, где он в экстремальных условиях существования приобретает стелющуюся форму, по мнению эвенов, можно использовать в качестве полноценного заменителя чая.

              

Кустарнички рододендрона золотистого с крупными празднично-жёлтыми соцветиями, которые выбрали себе для жизни склоны сопок вблизи снежников, рассохинские эвены называют растениями молнии. Считается полезным нюхать эти цветы, жевать не глотая. Хотя рододендрон, как и багульник, содержит токсин, настаивали на кипятке его листья и пили в малых дозах, считая полезным напитком.

                Растущая рядом с рододендроном золотистым филлодоце голубая, по представлениям эвенов, является помощником рододендрона. Её игольчатые листья, похожие на хвоинки, при недостатке табака используются для курения. Ими, сухими и свежими, набивали кисеты и трубки.

 

                                           Травы, грибы и лишайники.

                                                         

                С древних времён эвены-кочевники, наблюдая за жизнью окружающего мира и его обитателей, открывали для себя целебные и пищевые свойства таёжных и горных трав.

С приходом солнечных весенних, а затем тёплых летних дней сначала долины,  поймы рек и болота, потом склоны гор покрываются пёстрым ковром разнотравья. На прогретых солнцем полянах одними из первых зацветают представители семейства лютиковых. Они все в разной степени ядовиты, и всё же птицы и животные употребляют некоторые виды в пищу. Жёлтая россыпь лютиков привлекает водоплавающую птицу. Олени не прочь попробовать изящные цветки ветреницы сибирской и воздушно-лёгкие соцветия василистника скрученного. Особенно привлекает их зацветающий первым прострел многораздельный с его серебристо-опушёнными крупными лиловыми колокольчатыми цветками, которые они охотно поедают. Люди же используют корень этого растения в сочетании с корнем шиповника для того, чтобы приготовить отвар, омолаживающий организм.

                

Из семейства бобовых внимание эвенов привлекают астрагалы и мышиный горошек, которые растут на влажных склонах сопок среди камней и щебёнки и на сырых лугах. В начале лета они заваривают корни этих растений и пьют отвар как общеукрепляющее. Осенний корень астрагала считается особенно вкусным, и его как лакомство употребляют в пищу в сыром виде. Очень любят эти растения олени, поедают их целиком с корнями и надземной частью.

                  У копеечника копеечниковидного, обитающего возле рек и на лугах, после естественного подсыхания растения берут надземную часть и заваривают чай.

                   Освежающий напиток, прогоняющий усталость, радующий душу и успокаивающий, получают из разных видов лапчатки семейства розоцветные. Её невысокие стебли со скромными жёлтыми цветами собирают на сухих щебенистых склонах.

                 

 Там же в июле на подушке из мелких сизоватых листьев выбрасывает фиолетовые колосовидные соцветия змееголовник дланевидный семейства губоцветные. Именно его начинают сразу искать оленеводы, куда бы они не откочевали. Ароматную надземную часть змееголовника заваривают для чая и сушат на зиму. С большим аппетитом поедают его олени.

                    

Рядом со змееголовником - розовые подушки тимьяна ползучего. Его можно найти, закрыв глаза, по запаху. Это тоже природная добавка в чай, ароматная и целебная. Используют тимьян в качестве общеукрепляющего средства, при заболеваниях лёгких.

                     Синюха северная семейства синюховые – обитатель тех же продуваемых каменистых склонов. Листья и цветы синюхи настаивают в кипятке и пьют как витаминное средство для профилактики заболеваний.

                   Из семейства толстянковые как общеукрепляющее и при простуде используют отвар очитка синего, обитателя гор, и очитка пурпурового, обитателя долин. Эти же растения – пища для оленей.

                    У подорожника для лечения берут корень. Его очень аккуратно выкапывают, потом делают отвар и лечат головную боль, заболевания горла; полощут рот при зубной боли.

                   

Хорошим общеукрепляющим средством рассохинские эвены считают валериану головчатую, встречающуюся в редколесьях, на лесных полянах и возле болот. Её ищут ради её корней, которые собирают, сушат и заваривают по мере необходимости.

                    По сырым местам и рядом с болотами находят кровохлёбку лекарственную и сабельник болотный. Первую используют в качестве кровоостанавливающего средства, а мелко нарезанные стебли сабельника – для компрессов при ушибах.

                  

Похожие друг на друга тысячелистник бореальный и чихотник альпийский считаются у рассохинских эвенов растениями, которые обладают противовоспалительными свойствами. Для лечения принимают отвар надземной части растений. Этот же отвар употребляют в качестве общеукрепляющего средства.

                   Пижма северная, знаменующая своим цветением макушку лета, хорошо известна кочевникам как ядовитое растение. Её едят олени для очищения кишечника, а люди используют свежий сок пижмы наружно как средство от зуда, вызванного укусами насекомых, и для защиты от комаров.

                  Цветение иван-чая рассохинские эвены сравнивают с алой зарёй. Ещё с весны молодые листья иван-чая употребляют в пищу, заправляя ими бульон; в течение лета цветы и листья заваривают и пьют как чай.

                   Когда наступает грибная пора, оленей отпускают на свободный выпас. Грибы – их излюбленное лакомство. Сами рассохинские оленеводы к грибам достаточно равнодушны. При всём изобилии этих таёжных даров, собирают их мало с единственной целью как-то разнообразить меню. Различают и собирают молодые маслята, подосиновики и подберёзовики. Их отваривают и употребляют в пищу с оленьим жиром.

                   Дождевики, встречающиеся задолго до начала грибной поры, используют для лечения ожогов. Для этого делают компресс из свежего гриба и прикладывают к больному месту.

                   Берёзовый грибчага – использовался рассохинскими эвенами исключительно как заменитель чая. Для этого выбирали чёрный нарост на берёзе, имеющий овальную форму. Его отрезали, измельчали и заваривали. Если попадался нарост достаточно больших размеров, его откалывали вместе с частью древесины, из которой мастерили ручку, а в плодовом теле гриба делали углубление и использовали как ковш.

                  

  Красный мухомор – окай - издревле считается шаманским грибом. Употребление мухомора простыми смертными с целью одурманить себя всегда осуждалось членами эвенского сообщества. Наевшись мухоморов, человек будто сходил с ума и в течение нескольких дней не контролировал свои действия. Оказать какое-то воздействие на него мог только шаман. Только рядом с ним сумасшедший был спокоен. Придя в себя, человек ещё долго болел.

                     Для шаманских действий мухоморы сушили. Старались найти не одиночный гриб, а семейку, при этом среди нескольких грибов, растущих рядом, выделяли самый сильный. По представлениям эвенов, это гриб с наиболее выраженным бугорком. Именно он и считался шаманским. Его сушили отдельно от остальных. Сушёные мухоморы нельзя было резать ножом. Перед камланием шаман отщипывал от сухого гриба кусочки и на голодный желудок проглатывал, не разжёвывая.

                      Если встречался одиночный мухомор, без семейки, позволительно было съесть его сырым.

                      Ягель, любимая еда оленей, на самом деле вовсе не мох, как принято считать. Это кладония оленья – лишайник, содружество гриба и водоросли. При заболевании костей, спины кладония оленья заменяет оленеводам грязелечение. Её используют и летом и зимой, при необходимости разгребая снег и вырубая топором куски нужного размера. Кусок распаривают в горячей воде и ложатся на него. Повторяя эту процедуру несколько раз, избавляются от сильных болей в спине.

                     Валуны, покрытые причудливыми узорами разнообразных лишайников, будто ажурными салфетками, встречаются всюду в местах кочёвок рассохинских эвенов. Поэтическое воображение кочевников представляет эти узоры как вышивку на камнях: куропатки и лебеди вышили светлые узоры, а вороны потрудились над чёрными.

                     Интересно сообщение Марии Михайловны Болдухиной и Натальи Фёдоровны Калашниковой об операциях, связанных с заболеванием глаз и ухудшением зрения.  Такую операцию проводили в таёжных условиях при помощи некоей плоской режущей травы (возможно, одного из видов осоки), название которой пока не удалось определить. Траву собирали на горельниках, где она особенно высокая. Из травинок делали несколько петель, каждую закрепляли ниткой из сухожилия оленя. Больного укладывали головой на плотную подушку или к кому-нибудь на колено, между веками вставляли распорку из берёзовой веточки. Травяной петлёй соскабливали с глазного яблока  плёнку, сначала плоской частью петли, затем краешком. Процедуру повторяли подряд несколько раз. И хотя она была достаточно болезненной, результат давала положительный.

                 Эту траву собирали для зимы и сушили в расправленном виде.

                  Собирая в тайге необходимое для себя, рассохинские эвены всегда соблюдали правило не брать лишнего. Они благодарили мать– землю (тор-энин) за её щедрость и красоту. Видя, как травы наливаются соками жизни и силой, они разговаривали с ней и приветствовали её весенний и летний наряд. И окружающая природа одаривала их добротой и щедростью.

                                                                           

                                                                                                        Светлана Ярышева